Главная » Деятельность » Статьи » Борьба против нафс

Борьба против нафс

В настоящее время очень часто в средствах массовой информации и в повседневной жизни звучит слово «джихад». Многих оно пугает, поскольку люди не обладают полной информацией. Сегодня мы решили разъяснить, что же на самом деле означает это понятие с точки зрения религии Ислам.

Арабское слово «джихад» означает «усилие». Сообщается, что однажды, вернувшись с одной из битв, Пророк (с.а.) заметил следующее: «Борец (муджяхид) – тот, кто борется со своей страстью». Следовательно, если мы озабочены своей религией, мы ведём борьбу длиною в жизнь между своей душой и её врагами: сатаной, своей нафс (нафс является источником всех желаний человека, противоречащих положениям шариата), её страстями, а также мирскими увлечениями. Эта борьба частично предполагает борьбу тратить сил разрушения и отрицания, которые являются трудами сатаны, причём борьбу как внутри себя, так и в окружающей нас среде.

Поскольку мы знаем, что укрощение нашей вечно жадной, ненасытной нафс является ключом к духовному продвижению, мы отказываемся уступать её постоянным и безмерным желаниям, а также твёрдо ограничиваем её усилиями своей воли. Это не означает отрицание для себя необходимых потребностей или законных желаний. Это, скорее, превращение самих себя в хозяев своей нафс вместо превращения самих себя в его рабов.

Добровольное держание поста является одним из самых полезных орудий в этом устремлении, ибо оно обязывает нашу бесконечно требующую нафс принимать те ограничения, которые мы для него устанавливаем. То же самое касается и совершения добра для других, отдачи того, что мы любим, а также вытеснения из своей жизни любых видов деятельности, которые вредны и бесполезны. Мы также ведём войну против беспредельной лени нашей нафс, любви к жалобам, а также неблагодарности по отношению к Богу за Его бесконечную благодать.

Проявления любви и милости нашего Господа принадлежат к числу тех, которые для нас особо важны. Благодаря тому, что Он столь бесконечно терпелив и терпим к нам (в большинстве случаев неверным Своим слугам), мы смотрим на наших человеческих собратьев взором сострадания и понимания, уважая каждую душу как несущую что-то от божественного Духа нашего Господа. Так мы стараемся видеть во всех хорошее, вместо того, чтобы отыскивать ошибки других и считать их безнадёжными грешниками, мы считаем свою собственную нафс худшей, чем чью-либо ещё. Мы общаемся со своими собратьями по вере на основах любви, милости и терпимости, желаем делать другим добро и быть полезными.

 

Использованы материалы книги «Что должен знать каждый об Исламе и мусульманах» Сюзанн Ханиф

Подготовила Аиша