Главная » Деятельность » Статьи » О жизни, смерти, языках

О жизни, смерти, языках

МАЙСКИЙ ДЕНЬ, ИМЕНИНЫ СЕРДЦА

На майской сессии Госсовета Крыма можно было наблюдать некоторую дискуссию — кажется, это было впервые после сентябрьских выборов прошлого года. Впрочем, обо всем по порядку.

В правом секторе зала заседаний парламента повышенным «спросом» пользовался председатель Верховного суда Крыма Игорь Радионов. Он весело беседовал не только с сидевшей рядом Людмилой Лубиной, уполномоченной по правам человека  в РК, но и тихо говорил с теми, кто подсаживался к нему по ходу заседания: то прокурор Наталья Поклонская, то не знакомый нам человек в очках. Не можем не отметить: Поклонская была не в синем мундире, как обычно, а в эффектном наряде — ослепительно белой юбке и атласной черной блузке.

В левом секторе, где располагается правительство и представители городов и районов Крыма, было пустовато, глава республики отсутствовал.

Прежде, чем перейти к вопросам, обозначенным в повестке дня, глава парламента Владимир Константинов напомнил о событиях последнего месяца: Первомае, Дне Победы, открытии мемориала на месте концлагеря в совхозе «Красный», годовщине депортации крымских татар. Праздники прошли, по его словам, «на триумфальной волне нашей Крымской весны», 18 мая — без политического шантажа, как день скорби.

В нашем видеоматериале мы приводим вступительное слово Константинова целиком.

В рамках правительственного часа депутаты заслушали отчет министра финансов Владимира Левандовского. Нам он показался унылым: прибавку в 21% от поступления налога на доходы физических лиц (другими словами, повышение и легализацию зарплат крымчан) можно было преподнести слушателям хотя бы с минимальным проявлением эмоций. Доклад сопровождался комментарием главы профильного комитета парламента Виталия Нахлупина. Депутат отметил большую работу, проведенную Минфином после начала работы по правилам РФ, но не удержался и от некоторых замечаний в его адрес.

Оценка отчета Константиновым (а считается, что Левандовский — «его» человек) свелась к констатации устойчивого состояния крымской экономики и замечанию, что уже заканчивается май, а работы по Федеральной целевой программе практически не начинались.

 Отчет Министерства внутренней политики, информации и связи мы опускаем, потому что вчера уже слышали его более пространную версию(видеозапись см. ниже). Сегодня депутаты вопросов к Дмитрию Полонскому не имели.

В порядке комментария спикер напомнил: «Мы находимся во враждебной информационной среде, Украина по-прежнему с нами воюет, она в нашу сторону изрыгивает огромное количество лжи и ненависти. На этой лжи и ненависти формируется новое поколение украинцев — нужно противостоять этому, организовывать очень умную пропаганду современного Крыма, наших крымских идей, с которыми мы делали Крымскую весну. Работа должна вестись очень-очень серьезная, расслабляться нам нельзя! Информационная война с Крымом ведется в полной мере».

Несколько законов без обсуждения были приняты сессией во втором чтении, за каждый из них голосовали 65-68 депутатов. Так, двигаясь по повестке, они дошли до первого чтения закона РК «Об образовании в Республике Крым». Докладывая о проекте закона, министр образования, науки и молодежи республики Наталья Гончарова упомянула, что после принятия закона с педагогами будут заключаться контракты.

Дальше началось самое интересное. Законопроект содержит 6 разделов и 28 статей, в которых, по словам Гончаровой, учтены меры по защите и развитию этнокультурных особенностей, традиций народов, проживающих на территории Крыма, обеспечение их языковых потребностей:

— Четко определено право крымчан на получение дошкольного, начального общего, основного общего образования на родном языке, в том числе русском, украинском и крымско-татарском. А также право на изучение родного языка в порядке, установленном российским законодательством.

Предполагается, что язык обучения будет определяться на основании заявлений родителей, с учетом языковых потребностей в общении, воспитании, обучении и творчестве народов республики.

Но выслушав доклад, слово взял вице-спикер Ремзи Ильясов. Он предложил поправку к статье 11 законопроекта: помимо русского (государственного языка Российской Федерации) ввести обязательное изучение школьниками украинского или крымскотатарского языков — по их выбору.

Ильясову возразили. С согласия депутатов на трибуну вышел глава Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе. Он напомнил, что является филологом по образованию и подчеркнул: язык объявляется государственным для того, чтобы дать гарантию того, что  на нем можно общаться с самим государством! Не стоит рассматривать примеры, приведенные Ильясовым, в качестве аналогий. Многоязычные Кабардино-Балкария, Дагестан и другие являются национальными республиками, Республика Крым, по Конституции, национальной республикой не является.

— Мы считаем, что государство в лице Республики Крым обязано гарантировать гражданам добровольное изучение государственных языков и для этого предоставить все возможности: учебники, помещения, — разъяснил Иоффе. —  На добровольных началах! Я совершенно убежден, что добровольцев таких у нас в Крыму таких будет много — родители задумаются, как нам жить в многонациональном Крыму дальше!

Старейшему депутату нынешнего созыва Лентуну Безазиеву председатель не мог не предоставить слово. Тот напомнил, что, кроме русских и крымских татар, в Крыму живут еще армяне, греки и другие народы. Он вспомнил отца упомянутого выше Иоффе — Адольфа Абрамовича, который часто радовал его частушками на крымскотатарском языке и завершил выступление словами: «Мы обречены здесь жить вместе!».

Сергей Шувайников заметил, что многие русские плохо знают свой родной язык.

Языковую тему продолжили журналисты, спросив об этом Владимира Константинова по окончании сессии. Он объяснил, почему обсуждение получилось таким жарким:

— Крым за 20 лет испытал на себе украинизацию, испытал языковую дискриминацию. Мы более 20 лет были национальным меньшинством в составе Украины, накопили свой собственный региональный опыт. Поэтому принятие этого закона очень важно для нас и с политической точки зрения, и с моральной. Мы хотим не повторить ошибок украинской власти — любое принуждение в такой тонкой сфере, как язык, будет иметь ровно обратный эффект. Как принудительное навязывание совершенно надуманной, лживой украинской истории — никто этому не хотел учиться. Люди этому начали сопротивляться — хотя никто ничего не имеет против украинского народа, который мы всегда считали и считаем братским, ведь каждый у себя найдет украинские корни.

Предложенный к первому чтению закон, по мнению спикера, как раз регулирует эти вопросы, дает (и гарантирует!) всем право на добровольной основе изучать языки.

К этой же теме в какой-то мере примыкает и законопроект «О погребении и похоронном деле в РК», который представил министр ЖКХАлександр Жданов. По его словам, в Крыму созданы «благоприятные условия для развития сферы похоронных услуг». Закон устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, высказанного им при жизни, или пожеланий родственников. Похороны могут пройти в соответствии с обычаями и традициями любой конфессии. Гарантировано похоронят и тех, у кого нет родственников или чья личность не установлена. Проект приняли без поправок.

Другие решения парламента касались более жизненных вещей: стипендий, орденов, приватизации жилых помещений...

Источник: http://c-eho.info/politika/krym/item/916-o-zhizni-smerti-yazykakh