Союн Садыгов: «Мы переживаем сложные времена»
Интервью Почетного Президента ФНКА АзерРос Российскому информационному агентству "Медиафакс"
- Союн Касумович, как Вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию в стране и в мире?
- Мы переживаем сложные времена. Сегодня в кризисе находятся не только экономики многих стран. Вся международная политика, дипломатия переживают глубочайший кризис – кризис обесценивания. Люди не верят политикам, потому что мировая политическая арена превратилась в бизнес-площадку, где человеческая жизнь ничего не стоит. Начиная с арабской весны ситуация в мире из года в год только ухудшается.
Очевидно, что определенные силы заинтересованы в том, чтобы в мире перманентно существовали очаги напряженности, в том числе межэтнической, межконфессиональной, шли войны. Потому что там, где война, крутятся большие деньги. Кому выгодна вся эта антиисламская пропаганда, провокации, типа карикатур на Пророка Мухаммада?
Без сомнения, это заказные публикации, потому что любой грамотный человек знает, что для мусульман такие «художества» оскорбительны. Их цель – вызвать недовольство, возмущение со стороны исламских стран, столкнуть мусульман с христианами и потом их же обвинить в радикализме и экстремизме, а затем иметь повод провести военные операции в некоторых исламских государствах под видом борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Мусульмане и христиане испокон веков жили бок о бок. В той же Сирии, Египте представители обеих конфессий бесконфликтно жили рядом многие века. После Второй мировой войны отстраивать разрушенные нацистами европейские города и восстанавливать экономику приехали турки, арабы и другие мусульмане.
А сегодня информационное пространство во многих западных странах, в том числе и у нас, в России, наполнено исламофобской риторикой. Разве это в интересах российского многонационального общества? Конечно, нет. Это выгодно тем внешним игрокам, которые хотят видеть Россию не великой державой, а слабым, раздираемым внутренними конфликтами, государством.
Мы знаем, кто устроил Майдан, раздавал «плюшки» митинговавшим там людям, а потом выставил Россию агрессором, потому что она стала защищать интересы русскоязычного населения Украины. Сегодня только слепому не видно, что конфликт Украины с Россией был спровоцирован извне, чтобы внедрить в головы украинцев антирусские настроения, рассорить славян, а заодно посеять недоверие к РФ со стороны других государств СНГ.
Последовавшие за этим санкции, экономический кризис, падение рубля – все это пункты того же разработанного за океаном стратегического плана по уничтожению России как единого мощного государства. Но я уверен, что именно приверженность своему политическому курсу, направленному на сохранение своих национальных интересов на мировой арене, позволит России преодолеть это мощное политическое и экономическое давление.
- «Партия национального единства России» - расскажите об этой политической организации?
- Создать новую партию – это была идея моя и некоторых моих друзей. Мы уже начали проводить подготовительную работу в регионах, но временно приостановили этот процесс в связи с обострением ситуации вокруг России. Эта партия пока не зарегистрирована. Предвижу вопрос: в чем ее отличие от ныне действующих политических партий, и какие задачи она ставит перед собой.
Мы считаем, что ни одна из существующих сегодня партий не отвечает требованиям времени. Возьмите любую из них, даже оппозиционную – ее костяк составляют все те же старые номенклатурные кадры, воспитанные в коммунистические времена и привыкшие к командным методам управления.
Все парламентские партии являются карманными партиями власти, которые никогда не предпримут самостоятельных шагов без одобрения Старой площади. Такие политические организации не выполняют своих задач. Они изжили себя, давно перестав быть народными партиями. Молодежь за ними уже не идет.
Если в государстве нет конструктивной оппозиции, ее место займут радикальные политические силы. Новые поколения россиян нуждаются в настоящем, а не формально существующем гражданском обществе. Нам нужны новые люди, лица, лидеры. Партии должны возглавить молодые профессионалы, сформировавшиеся в новых постсоветских условиях.
- На что реально могут влиять в нашей стране политические партии? Какова их роль? Как вы расцениваете позиции и политику основных политических партий?
- Задача политической партии – участвовать во всех процессах, происходящих в обществе, инициировать и лоббировать предложения по решению тех или иных проблем, оптимизации всех сфер жизни, держать на контроле действия власти. Но наши политические партии, даже самые многочисленные – КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия – по тем причинам, которые я уже назвал, не могут влиять на общественно-политические процессы.
Когда мы видели, чтобы они требовали от власти отчетов по целевому использованию бюджетных средств или реагировали на крупные коррупционные скандалы? Сегодня чиновники дирижируют действиями политических партий в России. Если бы они были действительно самостоятельным партиями – работала бы система сдержек и противовесов, меньше было бы нарушения законов, коррупции, злоупотреблений властью, разворовывания бюджета. Отчитываются ли партии перед своим электоратом?
Прозрачна ли их деятельность? Думаю, ответы очевидны. Чтобы партия работала, должно существовать активное гражданское общество. В странах с развитой демократией каждая партия борется за голоса своих сторонников, активно работает в интересах своего электората. Они строго стоят на защите интересов общества, не позволяют чиновникам нарушать законы, не идут на сговор с властью.
- Если придет время глубоких политических реформ, чего они должны коснуться в первую очередь?
- Я считаю, что глубокие политические реформы должны начаться с изменения сознания людей. Каждый гражданин должен начать с себя – быть не пассивным наблюдателем, а иметь свою гражданскую позицию, четко понимать свои обязанности перед государством, обществом.
Мы должны взять от Европы все самое лучшее, перенять прогрессивный опыт развитых стран в вопросах управления государством. Наш народ должен осознать, что именно он является источником государственного управления. А чиновники – это нанятые нами менеджеры. И если они не справляются, люди должны иметь возможность их менять.
Должны быть предприняты более жесткие меры противодействия коррупции. Руководящие посты, начиная с глав районов, повсеместно должны быть выборными. Необходимо исключить возможность покупки должностей.
- Какая сейчас в России миграционная политика? Как себя чувствуют в стране российские азербайджанцы?
- На мой взгляд, миграционная политика России еще окончательно не сформирована и носит противоречивый характер. Мигранты – это, прежде всего, люди, которые своим трудом вносят определенный вклад в развитие нашей экономики, производство ВВП.
В других странах, где серьезно занимаются упорядочением миграционных процессов, иностранных работников обеспечивают жильем, официальным трудоустройством, стремятся к соблюдению их прав. У нас этого нет. Фактически мы ни рубля не тратим на миграцию – только на содержание контролирующих ее органов.
Если мы хотим, чтобы мигранты адаптировались, изучали русский язык, им нужно создать человеческие условия дли жизни. В своем выступление на заседании Совета по национальной политике в Уфе 22 октября прошлого года я предлагал построить для мигрантов быстровозводимые легкие дома, типа общежитий, – сейчас таких технологий много, они недорогие и быстро окупятся за счет платы за жилье.
В них можно установить мониторы, на которых в свободное время мигранты могли бы смотреть программы обучения русскому языку. Это вполне рациональное предложение. И выгоды от этого будет больше, чем затрат. Сейчас те деньги, которые выделяются из бюджета на организацию курсов по изучению русского языка, уходят впустую. Мигранты на них не ходят – они работают по 16 часов в сутки.
Кроме того, я считаю, что патентная система – неэффективна. Мы должны максимально упростить процедуру оформления иностранных работников для работодателей и самих мигрантов, чтобы они могли работать законно, выйти из тени, легализоваться.
Я предлагаю ввести электронную единую страховую карточку для мигрантов, которую они смогут приобрести перед или сразу после прибытия в Россию. Эта карточка должна содержать все данные об иностранном гражданине и быть для него одновременно и медстраховкой, и разрешением на работу.
Заплатив за нее один раз определенную сумму, мигранту уже не нужно будет ходить по разным организациям, платить посредникам. И эти деньги гарантированно попадут в бюджет, а не в чьи-то карманы. Из них же государство сможет выделить расходную статью на депортацию тех, кто нарушил закон. Сократится необходимость в целой армии чиновников, которые занимаются миграцией.
Что касается азербайджанских трудовых мигрантов, то у них такие же проблемы, как и у всех иностранцев. Те азербайджанцы, которые живут в России с советских времен, полностью интегрированы в российское общество. Российские азербайджанцы – такие же россияне, как и представители коренных народов, и чувствуют себя так же, как все граждане России.
Есть те, кто приехал после распада Союза или с последние годы – они еще находятся в процессе адаптации. Ну а дети и молодежь интегрируются быстро. Практически все азербайджанцы хорошо владеют русским языком. Я не могу сказать, что их права нарушаются, потому что они – азербайджанцы.
Бывают, конечно, бытовые конфликты, бывает недобросовестное отношение полиции, чиновников, но это не касается национального вопроса. С этим может столкнуться любой гражданин, независимо от национальности. По оценкам нашей диаспоры, сегодня азербайджанцев в России не менее 2-2,5 миллионов, по численности они занимают 4-5 место.
Хотя, по данным переписи 2010 года, их всего около 603 тысяч. Очевидно, что это неверные данные. Уже в конце 1980-ых годов в России (в Дагестане) проживало более 300 тысяч азербайджанцев. Большой поток азербайджанских переселенцев хлынул в Россию после карабахской войны и после распада СССР.
- Как обстоят дела с кадрами в государственной национальной политике?
- К сожалению, кадровая политика в нашей стране хромает не только в национальном вопросе. Система расстановки кадров досталась нам в наследство от советского прошлого. Как и в советские времена, на работу берут «по блату» - знакомых или родственников, а не профессионалов.
Проблема есть, и в ближайшее время она не решится. Конечно, наша страна многонациональная, и в центральной власти есть представители разных национальностей. Но в целом каждый чиновник тащит за собой свое окружение, своих знакомых. Все решают связи, а не профессиональные качества.
Некоторые чиновники просто боятся окружать себя грамотными и принципиальными людьми, а предпочитают угодливых и покладистых. Необходимо обеспечить ротацию кадров – чиновник не должен сидеть на одном месте десятилетиями. То же самое касается и Госдумы, в которую некоторые депутаты «заседают» уже по 15 и более лет.
Такие кадровые ошибки не дают возможности выдвинуться молодым профессионалам. Это создает почву для недовольства граждан, оттока за рубеж квалифицированных кадров.
- Расскажите о последних рекомендациях для власти, которые были адресованы Советом по межнациональным отношениям?
- Это была инициатива главы Совета президента Путина, который дал указание каждому губернатору, главам национальных субъектов создать общественные советы по национальным вопросам, активизировать работу с национальными общинами, чтобы своевременно предупреждать возникновение межнациональных конфликтов.
И сегодня в большинстве регионов вице-губернаторы уполномочены курировать межнациональные вопросы. Мы должны очень тонко подходить к национальным вопросам, оперативно реагировать на провокации и негативные тенденции.
- Что происходит в АзерРос? Как вы объясните этот бунт и эти интриги? Какую цель преследуют протестанты?
- Я бы не стал употреблять такие воинственные термины, как «бунт» и «протестанты». Действительно, благодаря деструктивной позиции некоторых руководителей АзерРоса в автономии сейчас сложилась кризисная ситуация, которая уже привела к внутреннему противостоянию.
И те, кого Вы называете «протестантами», на самом деле делают все возможное, чтобы остановить дальнейшее обострение конфликта, которое неизбежно приведет к гибели организации. Внутренние разногласия в АзерРосе начались после моего ухода с должности президента ФНКА в 2013 году.
Понимая необходимость кадровой ротации, я добровольно покинул этот пост, уступив место Асифу Магеррамову. Я даже перестал ходить туда, чтобы коллектив ФНКА сработался с новым президентом, и только участвовал в мероприятиях АзерРос. Но Магеррамов и председатель Совета старейшин ФНКА АзерРос Аббас Аббасов выбрали неправильную тактику в работе с азербайджанскими организациями в регионах и простыми людьми.
Мне часто стали приходить жалобы от региональных лидеров о высокомерном поведении указанных лиц, о том, что они унижают и ни во что не ставят ни руководителей НКА, ни, тем более, простых граждан.
К 2014 году это недовольство достигло предела. Региональные лидеры стали обращаться ко мне массово. Более того, в самом руководстве ФНКА стали «плакать» от методов правления г-на Магеррамова.
Так, сама председатель Федерального Совета ФНКА Мехрибан Садыгова несколько раз встречалась со мной и просила, чтобы я повлиял на Магеррамова и Аббасова, которые позволяют себе оскорблять людей и ее лично и ведут себя, как полицаи.
Магеррамов не любил, когда его критиковали. Если кто-то подвергал его критике, он устранял неугодных, действовал старыми полицейскими методами – натравлял на них представителей правоохранительных органов. Он забыл, что он не чиновник, а руководитель общины. И его земляки – не его подчиненные. Этот человек потерял уважение со стороны рядовых членов ФНКА.
Меня такая ситуация не могла оставить равнодушным, ведь я стоял у истоков АзерРос еще в 1998 году – это наша детка, которую я и многие другие азербайджанцы укрепляли все эти годы. Мы развивали азербайджанские организации в регионах, очень многое сделали для консолидации российских азербайджанцев, поддержания межнационального согласия в России.
Я неоднократно разговаривал с Аббасовым, как с председателем Совета старейшин, предупреждал его, что в АзерРосе очень сложная остановка, которая приведет к развалу организации.
Я просил его проявить мудрость, чтобы не довести ситуацию до большого скандала, так как уже не только азербайджанцы, но и другие национальные общины, госструктуры и депутаты Госдумы были в курсе конфликтов в АзерРосе.
Но вместо того, чтобы собрать членов ФНКА и обсудить с ними возникшие противоречия, Аббасов начал плести интриги против тех, кому были не по душе методы правления Магеррамова. Они оба показали себя, как люди, далекие от народа.
Копившееся людское недовольство взорвалось осенью прошлого года. 17 октября меня пригласили на заседание Федерального Совета ФНКА, которое прошло в накаленной атмосфере, так как многие его участники очень бурно и эмоционально выражали свое недоверие Магеррамову.
В конце встречи я предложил провести внеочередной съезд АзерРос с тем, чтобы Магеррамов подтвердил свои полномочия. Все члены ФС согласились с моим предложением. 14 ноября уже без моего участия состоялось очередное заседание ФС, на котором был создан Оргкомитет по подготовке съезда, назначенного на 17 января 2015 года.
Перед Новым годом Магеррамов, не выдержав накала, сам ушел с поста президента ФНКА. Но Аббасов вместо того, чтобы, как аксакал, прийти на съезд, используя свои связи в правоохранительных органах, попытался сорвать его проведение. К счастью, ему это не удалось сделать. В работе съезда приняли участие около 120 делегатов со всей России.
На съезде было решено сделать перерыв до 6 марта, чтобы еще раз попытаться сесть за стол переговоров и прийти к какому-то компромиссу. Однако Аббасов, видимо, не желал ни с кем договариваться и 20 февраля провел свой «съезд», на котором присутствовали всего 9 человек, 4 из которых не имели права голоса.
Может ли быть легитимным такой «съезд», и могут ли эти 5 человек решать судьбу целой организации и говорить от имени всех российских азербайджанцев? Аббасов испугался своего народа и не впустил на съезд членов Федерального Совета. Чтобы оградить себя от своих соотечественников, он пригласил туда полицию, ОМОН и нанял охрану – дагестанских ребят.
Между ними и пришедшими на съезд членами ФС АзерРос едва не возник конфликт и драка. То есть и здесь Аббасов вновь проявил свой талант провокатора – чуть не спровоцировал межнациональный конфликт.
Видимо, г-н Аббасов спутал общественную организацию с бизнесом или собственной вотчиной. Самое главное, что Аббас Аббасов не является гражданином России. По закону, он вообще не имеет права голоса в ФНКА. 6 марта на съезде мы поднимем этот вопрос и будем спрашивать у государственных учреждений, почему Аббасов везде выступает от имени АзерРос, грубо нарушая российское законодательство.
Этот человек ведет себя как космополит, который не любит ни свой народ, ни родину, ни страну, в которой он сейчас проживает. Ему лучше отстраниться от АзерРоса, не подставлять себя и других. Он должен извиниться перед азербайджанским и российским народом и уйти со своими приспешниками. Насильно мил не будешь.
С помощью госчиновников и ОМОНа невозможно стать лидером. Чтобы завоевать доверие людей, нужно не бояться выходить к своему народу, а не прятаться за спинами полицейских. Справедливость рано или поздно побеждает.
Аббасов и ему подобные будут вынуждены уйти и уступить место новым молодым лидерам, которые будут работать в интересах российских азербайджанцев и на благо двух наших стран. Я уверен, что азербайджанцы – народ мудрый и не позволят развалить АзерРос.
- Каковы нынешние реалии в большой политике, и какую позицию в этом раскладе занимает Азербайджан?
- Азербайджан не раз демонстрировал свою приверженность стратегическому партнерству с Россией, оказывая ей реальную политическую и экономическую поддержку. Главы двух государств имеют хорошие личные дружеские отношения. Следует напомнить, что Азербайджан был единственной страной, которая голосовала против лишения РФ права голоса в ПАСЕ, тогда как другие дружественные России государства воздержались.
Россия, в свою очередь, участвует в нефтегазовых проектах Азербайджана. Кроме того, Азербайджан занимает важное геополитическое положение, находясь на стыке Азии и Европы. Для России эта страна является хорошим мостом в деле укрепления отношений с Турцией, а также Ираном, потому что в самом Иране проживает около 35 млн. азербайджанцев.
Немалую роль Азербайджан играет на Кавказе, в частности в Грузии, где также проживают азербайджанцы. Азербайджанские предприниматели активно участвуют в экономической жизни России, инвестируя в Северный Кавказ, Ставропольский, Краснодарский край, другие регионы.
Очевидно, что руководство Азербайджана проводит взвешенную внешнюю политику, в основе которой лежит выстраивание партнерских взаимовыгодных отношений как с соседями по региону, так и с другими дружественными государствами.
- Спасибо за интервью.
Андрей Раевский, политический обозрователь