УМЕР ИПЧИ НЕДЕЛИМАЯ ЧАСТИЦА СВОЕГО НАРОДА
В 1937-1938 годах практически полностью был уничтожен цвет крымскотатарской интеллигенции. Это было время, когда в одночасье, без суда и следствия могли арестовать, сослать, расстрелять. Тогда именно таким беспощадным образом были искалечены судьбы сотен тысяч ни в чём неповинных людей и их семей.
Среди них известный крымскотатарский писатель, поэт, публицист Умер Ипчи (1897 - 1955).
Его жизнь, состоящая из множества трагических эпизодов, оборвалась далеко за пределами своей родины и семьи.
ПОРТРЕТ
Будучи одним из основоположников крымскотатарского современного литературного языка, крымскотатарской драматургии ХХ века, первым крымскотатарским киносценаристом, Умер Ипчи имел богатое литературное наследие. Им создано 25 пьес, изданы сборники рассказов, стихотворений, он является автором ряда романов, радиоспектаклей.
В 1911 году поступил в Тавдаирское медресе, затем продолжил свое образование в Уфимском медресе «Галия».
На формирование его мировоззрения, развитие творческого мировосприятия, художественного отображения действительности большое влияние оказало творчество ряда крымскотатарских, тюркских писателей конца XIX-XX века, жизнь родного крымтатарского народа и его природное умение быть оптимистом, а также произведения некоторых литераторов, с которыми он имел возможность познакомиться ближе, обучаясь в медресе «Галия» (г. Уфа).
Февральская революция 1917 года прерывает его обучение, Умер Ипчи возвращается в Крым и до 1921 года работает учителем, занимается литературной деятельностью.
В 1917 году в газете «Къырым оджагъы» опубликована его поэма «Гъазы Мансур».
Вернувшись из Уфы, на протяжении трех лет Умер Ипчи работал в Ялте руководителем и одновременно артистом любительского театра, откуда в 1923 году его пригласили на работу в Симферополь (Акъмесджит) во вновь созданный крымскотатарский государственный драматический театр, который в народе именовался Госдрам.
В 1923-1928 годах Умер Ипчи работает актером, режиссером, а затем директором Государственного крымскотатарского театра, литературным сотрудником газеты «Енъи дюнья» («Новый мир»).
Ввиду отсутствия в репертуаре театра драматических произведений, отвечающих требованиям того времени, он начал писать пьесы на исторические темы («Шаин Гирай», «Ненкеджан ханым», «Сеит огълу Сеидамет», «Алим» и др.), а также направленные на нравственное воспитание молодежи («Фаише» и др.).
Одна из сохранившихся его пьес, «Фаише», была поставлена в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре уже в наши дни. Спектакль был тепло встречен зрителем, что подчеркивает их тематическую актуальность в наше время.
В период пробуждения народа от дремоты царского режима Умер Ипчи одним из первых в художественной форме начал писать о его социальном неравенстве в общественных рамках того периода, а также аналогичных процессах, происходящих внутри самого народа. Воспитанный на идеях Исмаила Гаспринского, Умер Ипчи активно поддерживал решения I Курултая крымскотатарского народа и хорошо понимал проблемы, стоящие перед народом в области языка, литературы и культуры.
Отчетливо осознавая несправедливое положение женщины в крымскотатарской семье, её закабаленность, он был активным сторонником изменения этой ситуации. Поэтому не случайно, что первые стихи Умер Ипчи посвятил именно этой тематике. Продолжая работать в этом направлении, он создал сборник стихотворений «Шаркъ къадынлары» («Женщины Востока»), в котором произведения Умера Ипчи перекликаются с творчеством известных русских поэтов, писателей Н. Некрасова, М. Горького. Приветствуя свободолюбивые проявления, исходящие из уст народа, Умер Ипчи активно поддерживал деятельность известных крымскотатарских общественно-политических деятелей, что нашло отражение в его произведениях (рассказ «Куреш» («Борьба»), пьеса «Шаин Гирай» и другие).
В 1936 году Крымский обком ВКП(б) принял решение о проведении мероприятий, приуроченных к 20-летию творческой деятельности 39-летнего Умера Ипчи, которые состоялись 27 июня того же года. К сожалению, это был единственный в своем роде подобный юбилей среди крымскотатарских писателей, уже через год большинство из числа тех, кто участвовал в его организации и проведении, были обвинены в антисоветской деятельности.
В сентябре 1937-го для Умера Ипчи настают тяжелые времена. Группой молодых крымскотатарских советских писателей было организовано собрание Союза писателей Республики Крым, на котором с основным докладом выступил писатель Юсуф Болат. Он отметил, что старшее поколение писателей предало интересы советской социалистической страны, и, отойдя в своем творчестве от принципов социалистического реализма, воспитывает читателей в духе ненависти к советскому строю.
Среди этих писателей один из "создателей националистической буржуазной организации" Ильяс Тархан, ряд писателей: Зиядин Джавтобели, Эшреф Шемьи-заде, Абдулла Дерменджи, заведующий литературным фондом Союза писателей Умер Ипчи. Вскоре все были арестованы и названы «врагами народа, обвинение которым вменялось надуманное способствование отторжению Крыма от Советской России в пользу буржуазной Турции».
СУДЬБА
Нельзя не упомянуть и о личной трагедии Умера Ипчи. В 1937 году, пока он сидел в СИЗО (арест-23 октября), его беременную жену с тремя детьми незаконно, до окончания следствия изгнали из собственного жилища в Симферополе.
Сын писателя Якуб Ипчи, с горечью вспоминает трагические эпизоды жизни своей семьи: «Не знал отца лично, поскольку его арестовали до моего рождения, но я глубоко убежден, что наказание, которое он тогда понес (в том числе и выселение нашей семьи) было незаслуженным и сфабрикованным определенными заинтересованными в этом людьми».
В 1939 году в Крым из мест заключения были привезены Зиядин Джавтобели, Абдулла Дерменджи, Ыргъат Кадыр для того, чтобы с них были сняты обвинения. В качестве свидетеля из исправительно-трудовой колонии «Унжлаг» привезли и Умера Ипчи. Он дал показания, подтверждающие, что эти люди не имеют никакого отношения к деятельности "буржуазно-националистической организации". Вскоре все они были освобождены из-под стражи и восстановлены в прежних правах, а Умера Ипчи снова конвоировали в места заключения на строительство Беломоро-Балтийского канала, где он вновь заключен в исправительно-трудовую колонию «Унжлаг» до 1949 года.
Кстати, в том же лагере отбывала срок и артистка крымскотатарского госдрамтеатра Леман Байрамова, навещавшая писателя. В 1947 году он передал ей письмо на родном языке, которое впоследствии было опубликовано в Крыму в газете «Достлукъ» в 1990 году. «Биз озь халкъымызнынъ айырылмаз, парчаланмаз кесечиклеримиз» («Мы неделимые, неразрывные частички своего народа») − эти строки из его письма, отражающие положение крымских татар периода сталинских репрессий, по своему содержанию актуальны в настоящее время. Их можно вложить в уста каждой жертвы репрессий 1920 - 1930-х, каждого крымскотатарского деятеля истории и культуры, чьими именами сегодня называют национальные школы, улицы в микрорайонах компактного проживания нашего народа.
После 12-летнего отбывания срока Умер Ипчи должен был еще 5 лет пребывать на вольном поселении. В 1949 году он оказался в Красноярском крае, где с ним произошла еще одна трагедия, в результате которой он оказался в психиатрической больнице г. Томска.
Умер Ипчи в марте 1950 года в общежитии рабочих сорвал со стены портрет Сталина и сжег его. После этого обвиненный в антисоветской деятельности, был осужден еще на 5 лет тюремного заключения. Но его, признав невменяемым, поместили в психиатрическую больницу, где содержали в изолированной палате и принудительно лечили, здесь он оставался до последних дней своей жизни. Только письма и почта были нитями связи с семьей, живущей в изгнании в Средней Азии.
В психбольнице Умер Ипчи перенес инсульт. На какое-то время переписка прервалась, но потом, когда он немного оправился и сам мог писать, это общение продолжилось.
«Он всегда жил надеждой на нашу скорую встречу, и я с нетерпением ждал этой встречи, однако ей так и не суждено было состояться, я знал отца только по переписке, мысленно всегда разговаривал с ним, советовался и предполагал, как бы он мог ответить мои вопросы», − рассказывает Якуб Ипчи.
Звездное небо было свидетелем диалогам сына с отцом. Разделенные тысячами километров расстояний, разговаривая друг с другом, лишь звезды были свидетелями их безмолвного общения...
Прошли годы. Якубу исполнилось 19 лет. Он служил в рядах советской армии. Из Томска пришло письмо о том, что Умер Ипчи скончался, смерть наступила в результате инфаркта миокарда 11 января 1955 года. Место захоронения одного из самых выдающихся крымскотатарских писателей первой половины ХХ века остается неизвестным.
Спустя 45 лет, в 2000 году Умер Ипчи был посмертно реабилитирован в Красноярском крае. Об этом свидетельствует документ «Заключение в отношении Ипчи У.Б. по материалам дела №106». Дело рассматривалось в порядке надзора. Изучение материалов дела показало, что следствие проводилось при отсутствии постановления о возбуждении уголовного дела. Каких-либо преступных действий, кроме эпизода сжигания портрета Сталина, он не совершал. Таким образом, принудительному лечению он был подвергнут необоснованно и на основании ст. 3 п. «г» Закона Российской Федерации от 18. 10. 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Умер Ипчи подлежит реабилитации.
Якуб Ипчи, на протяжении всей своей жизни занимающийся изучением наследия своего отца, работая с архивными материалами, обнаружил много новых и интересных фактов, касающихся его жизни и деятельности, в том числе документы, подтверждающие его реабилитацию. «Из всей нашей семьи сегодня я остался один, − говорит Якуб-агъа, − мама умерла в 1952-м, обеих сестер уже также нет в живых, поэтому считаю своим долгом рассказать об отце все, что многим еще неизвестно».
Якуб Ипчи, выросший, словно росток на обочине дороги, без отцовской любви, отеческих наставлений, а впоследствии и без материнской заботы, через всю свою жизнь пронес уважение к людям, подарившим ему жизнь, и сегодня с сыновней благодарностью вспоминает о них. Те письма отца, которые он всегда с нетерпением ждал из Томска, всегда поддерживали его, он и сегодня бережно хранит их в своем семейном архиве.
И лишь глубокая обида, живущая в душе вот уже много лет, не дает ему покоя: почему его отец должен был понести такое несправедливое наказание, и вынужден был, смиренно воспринимая свою участь, встретить преждевременную смерть вдали от своих родных и близких?! По какому праву отцов разлучали с сыновьями?! Почему не суждено было отцу и сыну встретиться в этой жизни?!
Ответов нет ...
Сегодня по-разному оцениваются события тех лет, а также деятельность тех, кто жил и творил в ту эпоху. Кто-то из этих людей выживал, кто-то приспосабливался, а кто-то погибал.
К творчеству Умера Ипчи отношение неоднозначное. В литературных кругах нередко звучит мнение о том, что он был человеком, воспевавшим коммунистический образ жизни. Нет и еще раз нет. Умер Ипчи воспевал крымскотатарский народ: его подвиги, победы, жизнь!
В этой связи следует отметить, по признанию сына, писатель так и не вступил в коммунистическую партию. Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что Умер Ипчи является достойным представителем крымскотатарской литературной интеллигенции своего времени и одним из лучших крымскотатарских драматургов первой половины ХХ века. Его личная судьба, полная трагизма, заслуживает человеческого сочувствия как к любому представителю репрессированного крымскотатарского народа, прошедшего через жернова адской машины сталинского политического режима.
УМЕР ИПЧИ И ТЕАТР
В 1923 г. в Крыму открылся профессиональный Государственный крымскотатарский театр. Умер Ипчи – режиссер, первый директор и заведующий литературным отделом театра. Одновременно он создает свои драматические произведения. В его ранних пьесах важное место занимают мотивы милосердия и сочувствия к человеческим судьбам.
В 1925 г. Умер Ипчи написал пьесу «Фаише» («Распутница»), ставшую значительным событием для крымскотатарской национальной драматургии. Исследуя эту драму, профессор Бекир Чобан-заде подчеркивал, что в ней талантливо показаны все темные и светлые стороны новой крымской жизни, её разрушительные и созидательные силы.
Значительное место в драматургии Ипчи занимает историческая тема. Это пьесы «Алим» (1925), «Ненкеджан ханым» (1926), «Шаин-Герай» (1929), «Сеид огълу Сейдамет из Тарахташа» (1933).
После постановки драма «Алим» была переработана автором в киносценарий, по которому в 1926 году режиссёром Г. Тасиным был создан полнометражный художественный фильм «Алим». Популярность фильма весьма точно передал искусствовед Ж. Кульберт. В статье «Алим «ожил» он писал: «Несмотря на холод и слякоть, со всех уголков полуострова конные и пешие, на бричках и повозках направлялись люди в Симферополь. Они собирались в Центральном доме крестьян, где демонстрировался фильм... Когда тушили свет и на экране появлялось имя героя, раздавался гром рукоплесканий, выражавших искреннюю любовь к Алиму, защитнику простых людей».
Многочисленные постановки пьес Умера Ипчи способствовали широкой популяризации крымскотатарского сценического искусства, привлекли к театру десятки тысяч новых зрителей. Известны также радиопьесы Ипчи: «Заявление» (1933), «Пастух Мустафа» (1934) и другие.
Театру был посвящен ряд статей Умера Ипчи: «Из жизни театра» (1925), «В связи с 25-летием нашего театра», «Проблемы театра в сельской местности» (1927).
Титанический труд Умера Ипчи на посту директора Государственного крымскотатарского театра вывели театр в ведущие театры страны. О нем знали, о нем говорили.
Театр без Умера Ипчи никогда бы не состоялся. Был бы другой, с мелким бытовым репертуаром и слабой труппой.
Считаем верным то, что все труды писателя будут найдены, опубликованы, свет увидит «Полное собрание произведений Умера Ипчи».
С уважением,
Якъуб Ипчи