Жизнь впроголодь или почему крымскотатарский театр оказался бастардом в Крыму
История возрождения крымскотатарского театра открыла новую свою страницу в 1987 году, когда Сейтабла Мамутов написал и представил «Концепцию возрождения крымскотатарского театра» в Государственную комиссию по вопросам крымскотатарского народа, которая вошла отдельной статьей расходов.
В 1989 году прошел успешно кастинг и собрался первый состав нового молодого театра. Но судьба театра сложилась, так что его я разделяю на три периода.
Первый период, насыщенный романтизмом воспоминаний старых актеров дал ту самую надежду, что театру быть. Но как оказалось, и одной занозы хватило, чтобы первый премьерный спектакль увидел несколько очередных режиссеров.
Театр открылся спектаклем «Арзы къыз», предложенный мною тогдашнему руководителю театра И. Бахшишу, который стал символом возрождающего народа и его величавой культуры. Однако последующие спектакли оказались провальными. Конфликт искусно разогретый до пожара между И. Бахшишем и Б. Биляловым, отправил первого в отставку, второму дал головокружительный карьерный рост. Еще не начал Б. Билялов выгонять из театра лучших актеров, в 1991 году театр поставил знаковый в общественном сознании спектакль режиссера Ф. Зейдуллаева «Авдет». В последствии Б. Билялов присвоил соавторство с Ф. Зейдуллаевым.
Второй период. С 1992 года пошли один за одной скучные никчемные и поставленные на сцене театра пьесы. В этот период появился в театре режиссер В. Аносов, изгнанный к тому времени из украинского театра, предложивший свои услуги. Договор был обозначен так, что стороны продвигают друг друга в получении званий, титулов, наград. Были зарубежные поездки, фестивали, этот период закончился апофеозом национальному театру постановкой спектакля по пьесе Леси Украинки «Люова теня», переведенная в тот период на крымскотатарский язык.
В театре вновь уныние и упадок. Актер и режиссер Рефат Сейтаблаев пытается взорвать тишину творчества, предложив поставить практически единственную современную пьесу крымскотатарского писателя, драматурга Исы Абдурамана «Къоба». Единственный спектакль, за весь период деятельности театра, имевший самый большой и позитивный резонанс в прессе, но спектакль продержался пять постановок и Б. Билялов его запретил.
Третий период. Вновь затухла творческая мысль. Через два года долго мучавшая актерскую труппу данс-балет, в итоге фольк-балет «Арзы-къыз эфсанеси» постановка балетмейстера М.Аблаева за весь долгий срок его работы в театре. Публике была интересна постановка, но вновь прежняя схема: после нескольких спектаклей прокат спектакля закрыт. С этого момента в театре ставят в основном переделанные дешевые комедии узбекских драматургов, за которыми Б. Билялов едет сам в Ташкент и привозит снятыми на видео. Весь постановочный момент теперь уже режиссера Б. Билялова заключался в прокате видео-спектакля на репетиции, а артисты сами должны были думать, что делать.
Крымскотатарский театр утратил сегмент и статус музыкального театра. Со дня своего основания и до настоящего времени Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр поставил чуть более 6о спектаклей, из них за 25 лет всего шесть постановок получившим полное внимание крымскотатарского зрителя из всего репертуара. Автор статьи не принимает в учет детские сказки, так как они поставлены на русском языке и к возрождению культуры крымскотатарского народа после политических репрессий никакого отношения не имеет.
Имея свой театральный дом, небольшую техническую базу, театр не сумел использовать даже малой толики своих возможностей. Как считает автор статьи, в этом вина лично Б. Билялова, художественного руководителя - директора, его алчность, скудоумие, истеричность, мания величия и другие пороки.
Крымскотатарский музыкально-драматический академический театр, даже через 25 лет не стал центром крымскотатарской культуры, пропагандистом богатой крымскотатарской культуры. Светочем для родного крымскотатарского зрителя и просветителем для других народов, проживающих в Крыму.
Сентябрь 2014 г.
Автор Сейтабла Мамутов