10 фактов о крымскотатарском свадебном наряде
Одним из наиболее важных элементов материальной и духовной культуры народа является национальный свадебный костюм. Если говорить о крымскотатарском костюме традиционного общества, то очень кратко его можно охарактеризовать следующим образом.
- Согласно обычаю, девушка для своего свадебного платья выбирала понравившийся отрез из тех тканей, которые были в свадебном даре жениха агъыр-нишан, который обычно преподносился за неделю или несколько дней до свадьбы. Специально для отделки платья в агъыр-нишан ставили и несколько метров позумента из золотных нитей – шерт.
- Свадебное платье невесты не было белым! Оно могло быть голубым, розовым, сиреневым, зеленым, красным и т.д. с узорами или без них; из атласа, шелка, бархата и т.д. Если был выбор, девушке повезло:)
- Единственным украшением платья были богато вышитые отвороты рукавов – элькъап, которые часто были из контрастной по цвету и фактуре ткани. Элькъап вышивали в традиционных техниках:мыхлама, букме, къаснакъ. Дополнительно к вышивке золотными нитями применялись золотые пайетки, канитель, жемчуг и бисер.
- Обязательным элементом костюма были ювелирные украшения. Главным был пояс, а также различные нагрудные украшения и декорированный фес. Количество и качество украшений зависели от состоятельности жениха и (при желании) родителей невесты.
- Важной национальной чертой была убежденность, что невеста должна быть закрыта от всяких недобрых и завистливых людей, поэтому существовало специальное свадебное покрывало, полностью закрывавшее всю фигуру девушки.
- На голове у невесты, кроме покрывала, еще были фес, нарядная шаль, а лицо прикрывала легкая вуаль.
- В один из дней свадебных торжеств (хна-той / хна-геджеси и др.) невесте окрашивали волосы хной, подрезали на висках пряди и завивали локоны. Хной также окрашивали ногтевые фаланги на руках и наносили сакральные рисунки на ладони (которые не имеют и, безусловно, не имели ничего общего с буддийской культурой мехенди!).
- Основные элементы костюма жениха: рубашка, брюки, жилет, курточка, кроме головного убора и обуви, готовила / шила невеста. В составе костюма были также свадебные кисеты, отдельно для денег и для табака, с роскошной вышивкой металлизированными (золотными и/или серебряными) нитями.
- Наиболее значимым декором костюма жениха был собственноручно вытканный и/или вышитый невестой пояс.
- На голове у жениха была традиционная шапка цилиндрической формы халпах из каракуля, как правило, черного цвета.
Составленные особенности национального свадебного костюма базируются на исторических источниках и полевых (авторских) исследованиях. В материале использованы фото экспонатов из фондов музеев ЯИЛМ (г.Ялта), БИКЗ (г. Бахчисарай), с детского конкурса «Аиле дигерликлери – 2013», копии старинных фотографий из открытых источников, а также свадебный авторский костюм дизайнера М.Люмановой, исторические реконструкции традиционных мужского и женского костюмов Ульвие Аблаевой, элькап работы вышивальщицы Алиме Гусеновой.