Алексей Эйлер: В музее истории Симферополя каждый может соприкоснуться с жизнью горожан в годы Великой Отечественной войны
Алексей Андреевич, с чего началась эта экспозиция?
Это, в первую очередь, дань памяти сотрудников музея, ветеранам, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Экспозиция «Симферополь и симферопольцы в годы Великой Отечественной войны» была впервые подготовлена в преддверие 70-летия Великой Победы. Выставочный зал постоянно пополняется новыми экспонатами и иллюстрациями событий, произошедших в нашем городе в 1941-1945 годах, и участия в них горожан.
Сначала вниманию посетителей мы представляем довоенный Симферополь. К примеру, фотографии студентов симферопольского педагогического института им. Фрунзе, диплом одного из выпускников. Особо мы гордимся фото первого выпуска Крымского медицинского института им. Сталина, датированным 1936 годом. Здесь же фото симферопольского аэроклуба, одним из выпускников которого был дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Надо сказать, отличались в этой области и представительницы прекрасного пола. Вообще отчаянные дамочки жили в Симферополе. Среди работниц фабрики «Трудовой Октябрь» было много первых крымских парашютисток.
Также представлено фото первомайской демонстрации 1936 года. На другом фото симферопольские пионеры накануне начала войны на перроне железнодорожного вокзала встречают поезд с очередной артековской сменой. На одном из соседних стендов уникальная фотография, датированная декабрем 1941 года. Казалось бы, тот же перрон симферопольского железнодорожного вокзала, но на нем уже стоит немецкий генерал-фельдмаршал Эрих Фон Монтштейн.
Какими экспонатами представлено начало оккупации Симферополя в вашей экспозиции?
Во-первых, это аэрофотосъемка – план Симферополя. Документ был обнаружен при освобождении Венгрии в одном из фашистских штабов. Когда захватили штаб из одного из ящиков, что называется, посыпались планы бомбежки городов южной Украины и Крыма. В том числе, Симферополя. Здесь намечены немецкими войсками объекты для бомбовых ударов – прежде всего, вокзал, склады, мосты и промышленные предприятия. Ввиду того, что в октябре 1941 года, когда были эти налеты, советские войска через Симферополь и его окрестности отходили на Севастополь, бомбардировке в первую очередь подвергся район нынешних улиц Кирова и Севастопольской. Что примечательно для нашего музея, обнаружил эти планы известный крымчанин. Тогда еще неизвестный командир роты автоматчиков, который впоследствии стал известным фотографом, в 60-70-х снимавший Гагарина, Брежнева, Индиру Ганди, многих деятелей культуры. Это наш известный фотожурналист Николай Николаевич Бондаренко.
Среди вещей немецких и румынских солдат также рабочая книжка, зажигалки, фляга, которая первоначально использовалась в африканском корпусе Роммеля, немецкие столовые приборы, штык-нож.
Среди ценных экспонатов также экипировка немецких и румынских солдат. От жителя Симферополя, пережившего оккупацию, который тогда был совсем мальчишкой, музею переданы шипованные ботинки, которые носили на Кавказе горные егеря подразделения «Эдельвейс». Интересна и румынская каска с вензелем короля Кароля Второго. Спелеолог-старожил Константин Аверкиев, будучи инструктором в студенческом походе, обнаружил ее в горах.
Какие экспонаты Вы считаете наиболее ценными для подрастающего поколения?
В Симферополе вещей военных лет сохранилось совсем немного, поэтому мы очень гордимся тем, что имеем некоторые из них в экспозиции. Однако когда нам удается поговорить с участником, фронтовиком, очевидцем оккупации – это для нас, как говорится золотое дно. Из предметов больше всего сохранилось документов и фотографий, а что касается экипировки – это редкость. Поэтому то, что для музея удалось найти некоторые предметы экипировки – это очень большая отрада.
Много предметов солдат Красной армии. Гордится наш музей тем, что известная журналистка Наталья Дремова передала документы своего деда, который участвовал в обороне Севастополя. Свою жену-еврейку он эвакуировал в Пензенскую область и писал ей письма из осажденного Севастополя. Потом он попал в окружение в Севастополе, затем в «Картофельный городок» в Симферополе, откуда распределен в трудовой лагерь в Германию или Австрию.
Как изменила фашистская оккупация жизнь симферопольцев?
Оккупация для симферопольцев – это, прежде всего, многочисленные облавы, расстрелы евреев, крымчаков, цыган. Это постоянные гонения всех, кто противостоял режиму оккупационных властей, родственников коммунистов и партизан.
В 1943 году была выпущена еще одна карта Симферополя. Все названия нанесены на нее на немецком и русском в латинской транскрипции языках. Всего фашистские захватчики, войдя в Симферополь, переименовали 70 названий. Это городские улицы и объекты инфраструктуры, каким-либо образом связанные с крымчаками, евреями или коммунистическим движением. Так, ул. Кирова стала Салгирной, Горького – Таврической, Карла Маркса – Главной, Карла Либкнехта – Немецкой, Розы Люксембург – Почтовой, бульвар Ленина – Вокзальной, ул. Ленина – Парковой. Пушкинскую, Гоголевскую, Толстого немцы оставили с прежними названиями. Все структурные объекты СД в основном были на ул. Студенческой и были разрушены при отступлении фашистсткой армии.
Управление СС и полиции расположились в бывшей Европейской гостинице или Дворце труда. Также в центре города располагалось бюро помощи украинскому населению. Надо сказать, что в те годы в Симферополе специально проводилась политика отсеивания от русской национальности остальных народностей, проживающих в Крыму. Создавались отдельные общества, открывались спецмагазины, ансамбли народного творчества.
Особыми привилегиями пользовались крымские татары. Были созданы добровольческие батальоны для борьбы с партизанами. Некоторые крымские татары были тем не менее и на стороне партизан. Многие держали нейтралитет.
В оккупационные годы была введена всеобщая трудовая повинность. Ее отражают в экспозиции многочисленные продовольственные карточки, карточки явки в бюро труда. Кроме того, немцами была разрешена частная инициатива. К примеру, у нас хранится патент на право росписи на ткани.
Была ли у жителей Симферополя в те годы какая-нибудь общественная жизнь?
Были открыты церкви, и это было одно из немногих послаблений по сравнению с коммунистическим строем. Также работали школы, но давали там только азбучные знания – учили считать и писать. Ни о каких науках речи не шло.
Примечательно, что здание нашего музея до октября 1943 года занимало Симферопольское городское управление.
Был открыт кукольный театр. Хорошо известно то, что работал в оккупационном Симферополе Гостеатр. На его базе актерами была организована подпольная группа «Сокол» во главе с художником-декоратором Николаем Барышевым и актрисой Александрой Перегонец. Подпольщики вели разведывательную работу, связывались с крымскими партизанами. Они сумели составить план Симферополя, куда нанесли разведанные ими военные объекты противника. За три дня до освобождения города группа «Сокол» погибла в фашистском застенке. Не все знают, что «Сокол» – это, на самом деле, не совсем название подпольной группы, а позывной Барышева. В нашем музее хранится довоенный альбом Гостеатра.
Также на стенде представлено прощальное письмо бахчисарайского подпольщика, расстрелянного в Симферополе в 1943 году.
Что из этой экспозиции симферопольцы могут узнать о детях, живших в военные годы в крымской столице?
У нас представлен целый стенд, посвященный воспитанникам симферопольского детского дома. Здесь различные фото, тетради и другие предметы. Детдом был эвакуирован в Ташкент. Интересно, что за полтора месяца до освобождения Симферополя воспитанники детдома, находящиеся в Ташкенте, выпустили стенгазету «Мы победим».
На одном из экспозиционных стендов вы также можете увидеть книги, брошюры и газеты военных лет. Например, сборник фронтового юмора «Перекур» 1944 года, выпуск газеты «Красный Крым» от 9 мая 1945 года с опубликованным актом капитуляции Германии. Тут же солдатские письма домой с поздравлениями с Великой Победой.
Много ветеранских знаков и памятных медалей послевоенных лет, посвященных годовщинам освобождения города. Экспозиция держится и за счет самих симферопольцев, которые периодически пополняют ее экспонатами.