Австрия – Россия: экономика в споре с политикой
В отношениях между Россией и Европейским союзом явственно обозначились две плоскости. Первая плоскость, заданная позицией Совета ЕС и Еврокомиссии, сводится к автоматическому продлению антироссийских санкций без конкретного анализа их политической эффективности и их влияния (негативного) на экономику европейских стран.
Однако есть и вторая плоскость. Здесь всё выглядит иначе. Страны-члены Евросоюза, голосующие на своих саммитах за продление санкций против России, в ходе двусторонних переговоров с российскими представителями всё более определённо ставят вопрос о пагубности для интересов их стран развязанной Брюсселем «санкционной войны». Ещё пару лет назад речь шла о единичных заявлениях такого рода. Сегодня же понимание того, что дефицит доверия между Россией и Евросоюзом не идёт на пользу ни одной из сторон, распространяется по карте Европы вширь.
Важная роль в подобной «переоценке ценностей» принадлежит Австрии – государству, которое было одним из столпов евроинтеграции, сохраняя при этом исторически сложившиеся привилегированные отношения со странами Центральной и Восточной Европы, не говоря уже о Германии. Поэтому настроения, присутствующие в Вене, можно смело проецировать на процессы, идущие как в германском политикуме, так и в странах бывшего «восточного блока» и балканского региона.
Частично эти настроения выражает харизматичный и амбициозный 30-летний министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц. В январе текущего года он побывал с визитом в Москве и после переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым заявил, что экономические санкции против России могут быть отменены «в любое время единогласным решением 28 государств — членов Евросоюза». Что бы ни стояло за этими словами, в них отразилась реакция на тот ущерб, который «санкционная война» наносит отношениям Австрии и России. Потенциал сотрудничества двух стран в области экономики и инвестиций трудно переоценить. В первую очередь здесь следует назвать газовую энергетику, развитие транспортной инфраструктуры, высокотехнологичный сегмент машиностроения.
Безусловный приоритет – перспектива превращения Центральноевропейского газораспределительного центра в австрийском Баумгартене в крупнейший европейский газовый хаб, способный регулировать подачу трубопроводного газа в страны Центральной, Восточной и Южной Европы. Эти вопросы находятся в центре взаимодействия австрийской компании OMV AG и российского «Газпрома». OMV ещё в 1968 году стала первой западной компанией, заключившей долгосрочный контракт на поставку газа из СССР в Европу, а сегодня является главным партнёром «Газпрома» в Австрии и одним из ключевых участников проекта сооружения газопровода «Северный поток – 2».
Рабочие встречи и переговоры председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера и председателя правления OMV AG Райнера Зеле приобрели в последние годы регулярный характер. Последняя по времени такая встреча состоялась 20 апреля; её участники, рассмотрев вопросы развития двустороннего сотрудничества, отметили, что австрийские потребители продолжают наращивать импорт газа из России в условиях роста спроса на российский газ в Европе при сокращающейся внутренней добыче в европейских странах. Так, за период с 1 по 19 апреля 2017 года объём экспорта «Газпрома» в Австрию превысил показатель за аналогичный период 2016 года на 69,9%. Главы «Газпрома» и OMV вновь подчеркнули важность реализации проекта «Северный поток – 2» для обеспечения надёжных поставок газа европейским потребителям.
Если же говорить о более общей динамике, то в 2016 году «Газпром» экспортировал в Австрию 6,1 млрд кубометров газа — на 37,9% больше, чем в 2015 году. Подкрепляет эту тенденцию и ценовая динамика. «Я подозреваю, – прогнозируетпредседатель правления германской компании Wintershall Марио Мерен, – что цена на российский газ и в ближайшее время будет ниже, чем, например, на СПГ из США или Катара», а «трубопроводный газ останется основой газоснабжения в Европе ещё долгое-долгое время».
В настоящее время взаимодействие ПАО «Газпром» и OMV регулируется также Базовым соглашением об обмене активами, подписанным 14 декабря 2016 года. В соответствии с этим документом, «Газпром» получит 38,5% в компании OMV Norge AS, которая занимается геологоразведкой и добычей в Норвегии, а OMV – 24,98% в проекте по разработке участков 4А и 5А ачимовских отложений Уренгойского НГКМ.
Ещё одной перспективной сферой двустороннего сотрудничества является совместная инвестиционно-проектная деятельность России и Австрии по строительству широкой железнодорожной колеи Кошице – Вена. Интеграция этого проекта в трансконтинентальную систему грузоперевозок Европа – Азия через территорию России способна превратить Австрию в узловой логистический центр Центральной, Восточной и Южной Европы.
В 2010 году соответствующий проект, представленный ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»), получил поддержку на уровне политического руководства России, Австрии и Словакии. Речь идёт о строительстве широкой железнодорожной колеи 1520 мм по территории Словакии на маршруте Кошице – Братислава – Вена. Стоимость проекта составляет около 5 млрд евро. К 2025 году объёмы перевозок по новой ширококолейной ветке на участке Кошице – Братислава могут выйти на уровень в 23,7 млн тонн и обеспечить 18,5 млн тонн перевозок на участке Братислава – Вена. Общая протяжённость такой железнодорожной линии составляет около 500 км.
Цель проекта – соединение железнодорожной системы Центральной Европы с Транссибирской магистралью, привлечение грузопотока на маршрут Азия – Россия – Центральная Европа. Реализация проекта позволит исключить перегрузку на станциях стыкования железнодорожных линий Европы с широкой колеёй. Согласно расчётам, произведенным в ОАО «РЖД», сроки доставки грузов из Европы в Восточную Азию сократятся вдвое по сравнению с морским маршрутом (с 30 до 14 дней).
К запроектированной железнодорожной линии тяготеют многие европейские страны: Словакия, Австрия, Чехия, Венгрия, Германия, Швейцария, Италия, Словения, Сербия, Хорватия. Анализ расположения источников природных ресурсов и рынков сбыта готовой продукции показывает, что география железнодорожного пространства с шириной колеи 1520 мм предоставляет огромный ресурс для европейско-азиатских перевозок. На транспортировке одного стандартного контейнера производители и поставщики сэкономят от 100 до 1000 долларов. По этой магистрали в Европу будут перевозиться и контейнерные, и сырьевые грузы (железная руда, чёрные металлы и др.), в обратном направлении – преимущественно контейнерные грузы.
Ещё одной перспективной сферой российско-австрийского взаимодействия является наукоёмкий производственный сегмент тяжёлого машиностроения, связанный с гидроэнергетикой и поставкой соответствующего оборудования и материалов. Здесь главную роль играет сотрудничество российского ОАО «РусГидро» и австрийской компании Voith Hydro. В ноябре 2013 года, до начала «санкционой войны», руководство ОАО «РусГидро» одобрило заключение сделки по получению кредита под гарантию экспортного агентства Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft на 200 млн евро. Эти средства предназначены на обновление мощностей Саратовской ГЭС, которое проводится в сотрудничестве с Voith Hydro. Речь идёт о комплексной модернизации гидротурбин в соответствии с соглашениями, заключёнными между «РусГидро» и Voith Hydro в 2012-2013 годах. Предполагается в течение 10 лет заменить пять комплектов гидротурбин на новые турбины. Весь проект модернизации Саратовской ГЭС, осуществляемый «РусГидро» в сотрудничестве с Voith Hydro, оценивается в 1 млрд евро и должен быть завершен к концу 2025 года.
Примером удачного двустороннего сотрудничества российских и австрийских компаний может служить и приобретение ЛУКОЙЛом убыточного завода OMV по смешению масел. Эта сделка позволила, используя сравнительную дешевизну российских масел, вывести завод из убыточного состояния, создать новые рабочие места и обеспечить условия для последующего продвижения масел ЛУКОЙЛ — OMV на мировых рынках. При этом производственная площадка ЛУКОЙЛа в Австрии сертифицирована по стандарту Ассоциации автомобильных производителей Германии VDA 6.3 с присвоением высочайшего квалификационного уровня – «поставщик класса A», что подтверждает готовность немецких автоконцернов использовать масла ЛУКОЙЛа в конвейерной заливке.
Всё это, естественно, укрепляет в Австрии позиции тех политических сил, которые вполне отдают себе отчёт в выгодах для своей страны развития потенциала экономического сотрудничества с Россией. Значение этого потенциала выходит далеко за рамки двусторонних отношений, и люди дела, в отличие от политических демагогов, понимают это очень хорошо. Недаром влиятельная швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung, отмечая, что «Австрия поддерживает хорошие отношения с Москвой», называет Вену «нейтральным посредником» в налаживании отношений Запада и России.
Проблема же заключается в том, что политика здесь вступает в спор с экономикой и тормозит её в той мере, в какой параметры политики государств — членов ЕС определяются антироссийским курсом центральных институтов Евросоюза. Есть, впрочем, признаки того, что такая ущербная политическая парадигма всё меньше рассматривается в Австрии как безальтернативная. И это – предмет отдельного разговора.
Источник: http://www.putin-today.ru/archives/44985