Дмитрий Медведев обсудил с владельцами загородных участков новый закон о садоводческих товариществах
Головная боль российских дачников - разбитые дороги, за состояние которых никто не отвечает, разорительные тарифы на электричество, бюрократическая волокита при оформлении участков, подключении к газопроводам и энергосистемам. Как исправить ситуацию Дмитрий Медведев обсудил с владельцами загородных участков. Новый закон касается разных аспектов дачной жизни.
«Вот начинаются дожди, потом когда там трубы прорывает, вот этот водопад идет к нам. Естественно, всю дорогу смывает, пройти нельзя», - возмущается дачница Татьяна Уханова.
Разбитая дорога, по которой и в хорошую погоду с ветерком не проедешь, давно развела по разные стороны жителей и местные власти. Здесь годами решают, за чей счет делать ремонт. С одной стороны, дорога в черте города, с другой, 20 лет назад ее строил гаражный кооператив. А, значит, считают чиновники, окрестные ямы — проблема дачников, участки которых прямо за гаражами.
«Их желание, их обязанность. Хотят — восстанавливают, а хотят — ездят по ямам», - говорит начальник управления благоустройства и коммунального хозяйства администрации Прилузского района г. Нижний Новгород Ирина Голубева.
Безразличие к дорожным проблемам проявляют не только чиновники. В большом, на 800 домов, садоводстве «Дружба» этот вопрос стал причиной раздора. Скидываться на ремонт хотят далеко не все дачники. «У меня нет транспорта, а ноги везде пройдут», - говорит Владимир Авдеев.
И получается замкнутый круг: пока одни перекладывают ответственность, ссылаясь на бюрократические нормы, вторые не хотят договариваться с соседями. «Ездим потихонечку, пока проезжаем», - говорит Олег Деднев.
Воронежская область. Бездорожье начинается в городе. Быть собственником дороги не хочет никто. А ездить приходится всем.
«Я груженый еду, я боюсь, что будка оторвется. Куда по такой дороге ездить, да вы что?» - переживает водитель.
Весной водители автобусов просто отказались сюда ездить. Четыре остановки до своей дачи, около часа пути, люди вынуждены были идти пешком. Местные власти тогда вмешались и провели ремонт.
«Ямы щебенкой засыпали. Дождь пошел - щебенку размыло», - рассказывает водитель автобуса Геннадий Голубев.
В экстренных случаях ямы затыкают кирпичом. Уже неплохо, говорят в воронежской администрации, ведь это за бюджетный счет. При том, что дорога, как здесь уверены, на городском балансе не числится. Не согласные с этим садоводы дошли до суда.
«Это дороги общего пользования, но это частные дороги. В суде рассматривается ряд дел. Мы поймем, нас рассудит судебная власть, тогда уже будет у нас судебная практика, и тогда мы вынуждены будем делать дороги», - говорит руководитель управления дорожного хозяйства Воронежа Максим Оськин.
Тысячи дорог с неясным статусом или просто бесхозные. Отрезанные от «большой земли» дачи, тяжелые аварии и никакого ремонта. Об этом Дмитрию Медведеву рассказали садоводы Курской области. На встречу с ними в один из дачных кооперативов премьер приехал на машине, так что масштабы проблемы подробно описывать не пришлось.
«В нашей стране не должно быть бесхозных дорог, как и бесхозных электросетей, подстанций. Это просто не по-хозяйски, иногда просто даже опасно. Каждый регион должен для себя определенные планы иметь, каким образом он эти дороги вовлекает в оборот, ставит на баланс, конечно, с необходимым денежным сопровождением. Это, конечно, средства муниципального дорожного фонда. Во-вторых, это субсидии из вышестоящего бюджета, в данном случае бюджета региона. Так, шаг за шагом, нам эти дороги надо вовлекать в обиход. Такого рода поручения я коллегам-губернаторам дам», - сказал глава правительства.
Привести в порядок необходимо и железнодорожные переезды. Минтрансу и «РЖД» поручено в максимально короткие сроки заняться ремонтом всей дорожной сети, ведущей к садовым участкам. И, конечно, одними дорогами проблемы садоводов не исчерпываются. Но прежде чем говорить о них, хозяева угостили премьера своими яблоками — прямо с ветки.
Спрос на местные яблоки высокий, говорят садоводы, а урожай в этом году такой, что прямо рядом с участками дачники планируют открыть собственный магазин. Дмитрий Медведев идею поддержал: правительство готовит новый закон о садоводческих товариществах, который должен избавить российских дачников от лишней волокиты в подобных делах.
Еще один важный вопрос — производство семян. В последние годы по импорту этого товара Россия стабильно входит в мировую десятку. Ситуацию, по мнению премьера, надо срочно менять. Это вопрос продовольственной безопасности.
«Задача номер один в масштабах страны — это поддержка селекционного производства, селекции, генетики, естественно, семеноводства. Это сейчас у нас вошло в приоритет развития сельского хозяйства, мы значительную часть денег по развитию сельского хозяйства направляем на эти цели. Надеюсь, что в ближайшие годы и аграрные предприятия, и обычные садоводы, огородники получат нормальные семена, причем адаптированные к нашим погодным условиям. И это тоже непростая задача, потому что у нас страна, как известно, немаленькая», - рассказал Дмитрий Медведев.
Дачников и садоводов в России 60 миллионов. Прежний закон, регулирующий самые разные аспекты загородной жизни, устарел настолько, что его решили не править, а фактически написать «с нуля». Общий смысл: максимальное упрощение всех бюрократических процедур.
Новый закон, к примеру, позволит строить летний домик на садовом участке без каких-либо предварительных разрешений, а в больших домах можно будет прописаться, как в квартире. Прежние нормы это вроде бы и допускали, но самой процедуры в законе до сих пор не было, а, значит, и практики применения — тоже. И, конечно, особое внимание на больную для многих тему — газ и электричество.
Опоры рассыпаются на глазах. Еще немного, и столб вместе с проводами под напряжением рухнет на участок. На ремонт всей линии в этом садоводстве уйдет примерно 200 тысяч рублей. Таких денег у ульяновских дачников нет. Не всем хватает и на оплату счетов. Из-за этого пенсионер Иван Явкин на дачу приезжает только на выходные. «Нагорает все равно за лето где-то около 300 киловатт, тысяча рублей почти нагорает-то», - жалуется пенсионер.
Это общая проблема, рассказали Медведеву. Даже в небольших товариществах собственники зачастую платят по городских тарифам, которые ощутимо выше сельских.
«Есть пример: где-то тариф городской 3,96, а сельский 2,77. Проходит деревенская дорога: с одной стороны СНТ, с другой стороны деревня. И зачастую они питаются от одной подстанции, а жители деревни платят по сельскому тарифу, а участники СНТ - по городскому тарифу. И это в большинстве своем в России», - рассказал Дмитрию Медведеву руководитель регионального отделения «Союз садоводов России» по Тверской области Виталий Котов.
«Региональные власти вправе устанавливать понижающие коэффициенты к этим тарифам, то есть устанавливать льготные тарифы вплоть до тарифов, которые применяются к сельским жителям. Как рекомендацию такое решение можно принять, чтобы руководители регионов и региональные энергетические комиссии приняли решение приравнять садоводческие товарищества к сельским жителям. Во всяком случае с точки зрения справедливости, мне кажется, это вполне правильно», - пояснил председатель правительства.
Проект нового закона для дачников и садоводов уже одобрен правительственной комиссией, но с коррективами. Сейчас доработками занимаются в Минэкономразвития. После чего закон будет внесен на рассмотрение в Госдуму.