Каждый гражданин РФ получит свой уникальный неизменяемый номер - это предусматривает проект концепции создания и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении страны.
В январе этого года президент Владимир Путин своим указом поручил правительству в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды внести в Госдуму законы, предусматривающие формирование и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ.
Во вторник проект концепции обсуждался на заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. По итогам заседания глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил в сентябре-октябре завершить разработку концепции, а в ноябре - подготовить федеральный закон. "Сегодня мы в целом одобрили подходы, и планируем детализировать их на уровне конкретных нормативных актов, в том числе на уровне федерального закона", - сообщил он.
Содержание реестра
Проект концепции, с текстом которой ознакомился "Интерфакс", подготовил Минфин. Предполагается, что реестр будет содержать базовые сведения о населении России, через него будет вестись персонифицированный учет отдельных сведений о гражданах, формироваться актуальные данные, которые используют органы власти для обеспечения прав граждан и выполнения своих функций и оказания услуг. Минфин ссылается на успешный зарубежный опыт функционирования единых реестров: в некоторых странах благодаря наличию такой системы даже отпала необходимость в проведении переписи населения.
В реестре будут содержаться сведения о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за рубежом.
В реестр будут включены персональные данные граждан (настоящая и предыдущая фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, место жительства, место пребывания, гражданство, об умерших - дата и место смерти, место захоронения). Помимо этого в него будут вноситься дополнительные персональные данные, в частности, сведения об образовании и обучении, отношение к воинской обязанности, дееспособность, сведения о судимости, для иммигрантов - страна прибытия, а также персональные данные родственников (фамилия, имя, отчество родителей, супругов, детей, дата и место их рождения). Также в реестре будет содержаться информация о документах граждан (номера свидетельства о рождении, виды, номера и другие сведения о документах, удостоверяющих личность, удостоверяющих право на определенные виды деятельности), данные о постановке гражданина на учет в налоговых органах, на учет по месту жительства, сведения о регистрации в системе обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования; сведения о постановке на учет в органах занятости и на учет в качестве нуждающегося в соцзащите.
Не будет вноситься в реестр информация о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных убеждениях, принадлежности к профсоюзным объединениям и обществам, состоянии здоровья.
Сведения о каждом физлице будут формировать запись, которой будет присваиваться уникальный неизменяемый номер. Это 12-разрядный код, в котором учитывается год, месяц и день формирования записи, ее порядковый номер в реестре и контрольное число.
Записи реестра не могут уничтожаться или изыматься, при их изменении ранее внесенные записи также сохраняются.
В реестр могут вноситься только сведения, которые уже содержатся в других государственных и муниципальных информсистемах. Внесение сведений, которые раньше не были учтены, "напрямую" в единый реестр не должно предусматриваться, полагают разработчики концепции.
Основу реестра будут составлять сведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и сведения, содержащиеся в информационных системах министерства внутренних дел РФ, в части иностранных граждан и лиц без гражданства. Остальные сведения будут поступать в реестр из других специализированных информсистем.
Доступ и формирование реестра
К информации в реестре будут иметь доступ все совершеннолетние граждане в той части сведений, которая касается непосредственно их самих и их несовершеннолетних детей. Органы власти будут иметь доступ к информации, необходимой им для выполнения государственных и муниципальных функций.
Граждане будут иметь доступ к сведениям реестра через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Органы власти смогут получать персонифицированные сведения из него только через регламентный обмен информацией или по запросу. Доступ органов власти к реестру через информационную систему его ведения будет предоставляться только к обезличенным сведениям после процедуры регистрации, идентификации и аутентификации.
Минфин будет руководить формированием и ведением ресурса с точки зрения методологии и координировать действия других органов власти по формированию и ведению реестра. Федеральная налоговая служба будет создавать и развивать информационную систему ведения реестра, в том числе информационно-технологическую инфраструктуру, а также будет оператором информационной системы ведения реестра.
Минкомсвязи будет проводить экспертную оценку документов по информатизации, формируемых при создании системы ведения реестра и обеспечивать подключение системы к инфраструктуре.
Этапы создания
Концепцию создания реестра предлагается реализовать в три этапа. На первом этапе, в 2016-2018 годах, планируется разработка законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих формирование и ведение реестра, а также проектирование информационной системы ведения реестра. На втором этапе, в 2019-2020 годах, будет создана информационная система ведения реестра, проведено первоначальное наполнение ресурса и организовано взаимодействия этой системы с системой ведения реестра записей актов гражданского состояния и другими специализированными государственными информсистемами.
На третьем этапе, в 2021-2024 годах, предусматривается дальнейшее развитие системы ведения реестра.
С точки зрения технического обеспечения на первом этапе будет создана отказоустойчивая информационно-технологическая инфраструктура, на втором этапе - катастрофоустойчивая информационно-технологическая инфраструктура, в это же время система ведения реестра будет подключена к инфраструктуре, которая обеспечивает ее взаимодействие с другими информсистемами.