Кремль потратит десятки миллионов на изучение проблем крымских татар
Управление делами президента объявило конкурс на серию научных исследований, результатом которых должны стать проработка новых угроз национальной безопасности, методика ведения переговоров при урегулировании международных кризисных ситуаций, стратегия развития Евразийского экономического союза в условиях новых политических реалий, а также оценка перспектив обретения крымскими татарами в приоритетном порядке статуса коренного народа Крыма.
На сайте zakupki.ru размещено восемь лотов общей стоимостью 13,3 млн руб. Дороже всего обойдется Кремлю методика квалификации враждебного использования информационно-коммуникационных технологий и модели межгосударственной системы мониторинга угроз в области международной информационной безопасности – 4,3 млн руб.; дешевле всего – 300 000 руб. – исследование зарубежной черкесской диаспоры. Исполнители заказа будут определены к 27 июля, результаты исследований должны быть готовы в ноябре-декабре этого года.
Количество исследований резко снизилось – в прошлом году было заказано 36 научно-исследовательских работ стоимостью более 46 млн руб., и особенно заметен стал интерес Кремля к внешнеполитической тематике. Если в 2014 г. администрация президента активно интересовалась трансформацией избирательных систем, молодежной политикой и распространением информации через социальные сети, то теперь там ждут, в частности, характеристик новых угроз и вызовов Российской Федерации с прогнозной оценкой их воздействия на обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны.
Собеседник «Ведомостей» в управлении внутренней политики администрации президента объясняет такое изменение интересов: действительно, очень большое количество исследований было проведено по инициативе управления в прошлом году, теперь нужно время, чтобы изучить уже полученные материалы и сделать выводы.
Но Кремль продолжает заказывать исследования в области внутренней политики – это, например, сопровождение работы сайта Совета при президенте по науке и образованию или упоминавшаяся выше работа о крымских татарах. Авторам исследования, следует из технического задания к конкурсу, предстоит сформулировать применительно к Крыму научно обоснованное понятие «коренной народ» и определить, в какой степени крымские татары могут рассчитывать на обретение такого статуса в приоритетном по сравнению с другими этносами порядке. В администрации президента хотят не только получить исчерпывающие данные о политическом и социально-экономическом положении татар Крыма, но и оценить возможность влияния зарубежной крымскотатарской диаспоры на социально-экономическую и политическую жизнь Крымского полуострова. Такая аналитика не только будет востребована во внутрироссийской и внутрикрымской политических сферах, но и укрепит международные позиции России в научных и общеполитических дискуссиях, где оппоненты будут пытаться продвигать антироссийские деструктивные идеи, считают заказчики проекта.
Статус крымских татар как коренного народа был востребован Турцией, которая до присоединения Крыма к России активно поддерживала татарскую диаспору, наращивая ее влияние в регионе, напоминает сотрудник аппарата Госдумы. Община крымских татар на полуострове сегодня наиболее организованная и мотивированная. Но проявления национализма должны быть купированы, подчеркивает собеседник «Ведомостей».
Сейчас активно раскручивается идея, что крымские татары – единственный народ, который имел право на самоопределение, в том числе через референдум о независимости, подтверждает политолог Евгений Минченко. Тему геноцида черкесов Российской империей наши оппоненты также давно пытаются эксплуатировать, напоминает Минченко: она может быть использована и для давления на Россию по вопросам Крыма. Логика предотвращения внешних угроз закономерно доминирует в перечне обозначенных Кремлем задач, указывает он, такова реальность международного положения.
Выписка из тех.задания на проведение научно-исследовательской работы
«Крымско-татарская проблема на современном этапе»
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы
Целями работы являются:
- выработка научно обоснованной формулировки понятия «коренной народ Крыма»;
- выработка практических рекомендаций органам власти по экономической и межнациональной политике на полуострове с учётом влияния внутренних и международных факторов.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
а) сформулировать научно обоснованное понятие «коренной народ» применительно к Крыму с учётом исторических, юридических и этнополитических аспектов этой проблемы, определить степень приоритетности крымско-татарского этноса на современном этапе на применение к нему этого понятия в сравнении с другими этническими группами населения;
б) провести социологические исследования городского и сельского крымско-татарского населения для получения объективной информации по экономическому положению крымских татар и их политическим взглядам, выяснить их субъективные оценки относительно текущей ситуации и взгляды на перспективу;
в) проанализировать влияние крымско-татарской диаспоры, существующей как на территории бывшего СССР, так и в зарубежных странах (прежде всего в Турции), на этнополитическую обстановку в Крыму в настоящее время.
3. Ожидаемые результаты научно-исследовательской работы
а) аналитическая записка по проблеме перспектив обретения крымскими татарами в приоритетном порядке по сравнению с другими этносами статуса «коренного народа» с учётом мирового опыта и юридических аспектов проблемы;
б) отчёт по научно-исследовательской работе и 2 аналитических записки по результатам социологического исследования и мониторинга социально- экономической и политической ситуации: а) экономическое положение крымских татар в 2015 году и прогноз его динамики; б) политико-правовое положение крымско-татарского этноса и его политических организаций;
в) аналитическая записка о влиянии крымско-татарской диаспоры в дальнем и ближнем зарубежье на социально-экономическую и политическую жизнь Крымского полуострова.
4. Практическая значимость научно-исследовательской работы:
- укрепление международных позиций Российской Федерации на основе использования аналитических разработок по тематике статуса «коренного народа» не только во внутрироссийской и внутрикрымской политических сферах, но и на международном уровне (Генеральной Ассамблее ООН, ОБСЕ, ПАСЕ), а также в ходе научных и общеполитических дискуссий, где наши оппоненты будут пытаться продвигать антироссийские деструктивные идеи;
- использование результатов социологического обследования, обобщённых в аналитических записках, органами законодательной и исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя при формулировании и корректировке комплекса мер по национальной политике на полуострове;
- возможность учёта при выстраивании национальной политики в Крыму результатов аналитических разработок по историческому прошлому, нынешней ситуации и перспективам крымско-татарских диаспор в ближнем и дальнем зарубежье.
5. Этапы выполнения научно-исследовательской работы
Научно-исследовательская работа выполняется в один этап, в ходе которого проводятся:
- подготовка к проведению социологической экспедиции (составление и обсуждение с представителем заказчика вопросников, подбор местных (крымских) кадров для работы, обсуждение географии обследования);
- аналитические разработки по темам «коренные народы» и влияние зарубежной крымско-татарской диаспоры;
- подготовка аналитической записки по проблеме статуса «коренного народа»;
- командировки в Крым сотрудников проекта, отвечающих за проведение социологических исследований;
- проведение (совместно с крымскими участниками проекта) инструктажа корпуса интервьюеров, выборочный контроль за их работой; контрольные опросы крымско-татарского населения;
- проведение выборочных углублённых интервью с представителями различных слоев крымско-татарской общины (фермерами, предпринимателями, торговцами, госслужащими и др.);
- мониторинг политической и экономической ситуации в Крыму;
- сбор данных, полученных в ходе опросов;
- проведение количественного статистического анализа собранного матери-ала;
- завершение аналитических разработок по всем заявленным темам, включая проблему статуса «коренного народа» и влияния крымско-татарских диаспор за рубежом на ситуацию в Крыму;
- разработка рекомендаций для органов законодательной и исполнительной власти по текущей национальной политике;
- составление общего отчёта по проекту.