Крым: Первая годовщина возвращения в состав России
Не только Крым, но вся Россия широко отмечает Первую годовщину возвращения полуострова в «родную гавань». Мы обещали год назад, что постараемся посетить эти замечательные места и посмотреть, что изменилось за этот год. И вот редактор POLIT.KG Аркадий Гладилов снова передает из Симферополя свои первые репортажи.
Эйфория сменилась на прагматику
Год назад -16 марта - Симферополь до утра пел и плясал. Такого ликования не было, как утверждают старики, со дня великой Победы в 1945 году. Но вот прошел год. Что изменилось? На лицах людей в день воссоединения Крыма с Россией, или возвращения Крыма в Россию – это кому как нравится – такие же улыбки, те же чувства, но уже более осмысленные. Тогда шло от сердца – сегодня от ума. И объяснения своей радости, или тревог люди формулируют четко, конкретно, без эйфории. Нет, как и прежде никто не пугается микрофона и камеры, нет страха за неверно сказанное слово, только паузы между фразами стали чуть длиннее – люди думают! Задаю один и тот же вопрос разным людям: прошел год со дня воссоединения с Россией, можно уже сравнивать. С кем Крыму лучше?
- Конечно, с Россией. Почему? Одним словом не ответишь. Наверное, потому что чувствуем защиту. Потому, что русские. В Украине очень неспокойно, мягко говоря.
- Трудно, конечно. Но верим, что трудности пройдут и все будет хорошо. И не такое переживали!
- Все-таки хорошо, что вышли из зоны гривны. Рубль стабильнее, хотя тоже упал сильно. Мы понимаем, что ситуация на рынке не простая. Но Россия обещает новые рабочие места, чего Украина даже не обещала. А будет у людей работа – все будет.
- Честно говоря, думали, что адаптация к России пройдет быстрее. Возникают трудности там, где их не ждали. Власти слишком нерасторопны. Или не умеют, или не хотят решать проблемы.
- А я сужу по состоянию дорог. Они и раньше были далеки от нормального, а сейчас – сами чувствуете, как трясет на ямах…
- В магазинах все есть. Теперь главное – чтобы деньги у людей были!
Должен сказать, что цены по большинству товаров выше, чем в России. Чуть не на треть дороже бензин, хотя для Кыргызстана, к примеру, даже такие цены (34-36 рублей за литр 92-го) остались в далеком прошлом . Ну, о ценах – отдельный разговор. Но в целом для региона, который переживает столь сложный и во многом болезненный период «перезагрузки», все складывается сравнительно удачно. Особенно обнадеживает крымчан внимание Президента России Владимира Путина к региону и его проблемам, именно этот момент отмечают многие его жители как главный. Когда на главной площади Симферополя Президент России Владимир Путин поздравлял всех россиян с Днем возвращения Крыма в родную гавань, на лицах многих крымчан я увидел слезы радости. Все искренне.
В помощи и поддержке нуждаются не только русские в Крыму
Хотелось много чего узнать. Но главное: как сегодня людям живется под российским флагом? Но встречи с лидерами основных крымских диаспор, составляющих народ полуострова, намечены на завтра. А сегодня встречаюсь со старыми друзьями, представителями крымско-татарской общины, которые год назад в условиях тяжелейшего прессинга нашли в себе силы открыто заявить о поддержке возвращения Крыма в состав России. Почему я выбрал именно эту тему в числе первых и наиглавнейших?
Крымско-татарская проблематика в нынешнем ее виде стала не просто продолжением разрешения национальных проблем, копившихся еще со времен Российской империи, загнанных в хроническое состояние методами большевиков и обострившихся в постсоветский период суверенизацией территорий, но в большей степени показателем способности современной России решать сложные не только политические, но и социально-экономические задачи национального строительства. Но эти вопросы актуальны не только для Российской Федерации, которая исторически объединила сотни народов и имеет богатый опыт в этом деле, но практически для любых государств, в которых есть хоть одна диаспора, а таковых сегодня подавляющее большинство в мире. К слову, она остается важнейшей и для государств Центральной Азии, мир и политическая стабильность которых непосредственно зависят от межнационального диалога. А нарушение этого межэтнического мира уже не раз приводило к кровавым трагедиям. В Кыргызстане люди помнят события апреля-июня 2010 года в Оше…
С другой стороны, определенная оппозиционность крымских татар – лучший индикатор общего состояния дел в Крыму. Известно, что местные власти любого региона России стремятся представить положение в своей «епархии» в лучшем свете, что не всегда соответствует действительности. Крупные коррупционные скандалы то и дело сотрясают страну, заставляя региональные власти сильно переживать и с еще большим упорством отслеживать критические настроения. Крымские татары сильно беспокоят крымские власти: не сепаратистскими настроениями, а напротив, слишком активной позицией по решению самого широкого спектра проблем – от культурно-языковых до глубоко экономических. Власть в Крыму, как утверждают мои респонденты, практически не изменилась, как и методы ее работы… В офисе общественной организации «Кырым бирлиги» мы подробно обсуждаем не только положение крымских татар, но в целом ситуацию в регионе. Здесь собрался далеко не весь актив: председатель организации Сейтумер Ниметуллаев, его заместитель, доцент Крымского инженерно-педагогического университета Энвер Кантемир-Умеров, муфтий Руслан Саитвалиев, председатель правления ОО «Крымский центр социального и культурного развития «Инициатива» Камиль Аметов, главный идеолог «Кырым бирлиги» Рустем Ниметууллаев, председатель Комитета солдатских матерей Крыма Алие Финенко, и ряд других уважаемых людей крымско-татарской общины. Обсуждаем ситуацию, сложившуюся в системе представительства крымско-татарского народа, вызванную расколом не самой общины, а ее представительных органов. О проблемах представительных общественных организаций крымских татар говорит Сейтумер Ниметуллаев:
- Тот курултай, меджлис на данный момент вообще находятся вне правового поля. У них записано, что делегатами курултая могут быть только граждане Украины. Но мы уже в России. Теперь де-юре их нет! Теперь, анализируя ситуацию, мы ставим вопрос перед лидерами меджлиса: где вы были, к чему вы призывали год назад? Я спрашиваю: поднимите руки, кто из вас участвовал в референдуме, кто голосовал за воссоединение с Россией? Курултай не может быть ручным: сказали выбрать того – выбрали, сказали не выбирать – не выбрали. Так не должно быть! Нам необходимо провести выборы в курултай. Мы хотим пригласить в качестве наблюдателей представителей и политических партий, и ОБСЕ – чтобы все видели, как мы избираем курултай. Но мы сможем провести открыто и демократично выборы только в том случае, если государство будет поддерживать эти выборы. Главы государств не могут решать наши вопросы – мы должны сами их решать. Но для этого мы должны провести свои выборы и сформировать курултай, который будет представлять интересы нашего народа.
Национальные особенности проникновения во власть
Может, я не прав, но мне кажется, что в современной России просто не сформировалась политическая культура критики власти, как института народовластия. Замечания и предложения оппонентов зачастую рассматриваются совершенно в иной плоскости – как противодействие, оппозиционность, непримиримость и т.д. И даже конструктивная критика, направленная на безусловное улучшение положения дел в любой сфере, принимается в штыки. Причем, это касается обеих сторон: и власти, и ее оппонентов. Порой оппоненты слишком резки в оценках, и журналистам невольно приходится сглаживать острые углы и подбирать более мягкие эпитеты. А представители власти, как правило, более внимательны и осторожны в выражениях, но куда опаснее и решительнее в действиях. Все это имеет непосредственное отношение к ситуации в Крыму.
Не новы здесь и методы борьбы с инакомыслием, с оппонентами. Но в Крыму ситуация весьма интересная. Год назад при проведении референдума по возвращению Крыма в Россию главной «занозой» были не сами крымские татары, а их, так называемый, представительный орган – меджлис крымско-татарского народа, который и призывал людей к бойкоту референдума, к отказу от сотрудничества с государственной властью, и в целом был категорически против вхождения Крыма в состав России. Специфика общественных отношений в среде крымско-татарского народа делегировала меджлису серьезные полномочия, которые он использовал не всегда во благо этого народа. Раскол в крымско-татарской среде был неизбежен. И уже прошлогодний референдум этот раскол обозначил: крымские татары не поддержали призыв меджлиса к бойкоту и многие, не смотря на давление, все же пошли на референдум. Нужно признать, что это было не большинство крымских татар, но, несомненно, наиболее прогрессивная, активная и ответственная их часть. Люди не побоялись осуждения сородичей, не испугались давления со стороны меджлиса и открыто выступили с призывом участвовать в референдуме, и отдать свои голоса за возвращение Крыма с состав России.
А что дальше? Классика политической борьбы. Меджлис, приняв вхождение Крыма в состав России как свершившийся факт, изменил свою тактику: он делегирует во властные структуры своих людей с тем, чтобы иметь возможность влиять на принятие государственных решений. Но официально меджлис так и не открестился от своих целей. Власть понять в этой ситуации не сложно: она стремилась как-то нейтрализовать оппозиционный меджлис, а лучший способ нейтрализации – приглашение к сотрудничеству. Очевидно, что этими соображениями и благими стремлениями и были продиктованы все последующие назначения верхушки меджлиса на высокие должности.
А те, кто призывал крымско-татарский народ к поддержке воссоединения Крыма с Россией оказались по «другую сторону баррикад» - как бы в противниках власти в Крыму! Ведь ставленники меджлиса в высшем эшелоне Крымской власти в лучшем случае игнорируют, не замечают другие общественные организации крымско-татарского народа. И это тоже понятно: политические оппоненты редко переходят в разряд соратников, если изначально их политические цели и задачи противоположные.
В итоге власть получает не совсем надежных соратников из рядов прежней непримиримой оппозиции, а, отталкивая от себя прежних сторонников, может получить в их лице еще более непримиримую и принципиальную новую оппозицию. Таким образом, и начинается ослабление власти: и изнутри, когда поведение новых соратников зачастую непредсказуемо, а их цели в лучшем случае не ясны, и под действием конструктивного оппонирования со стороны тех сил, которые считают себя незаслуженно отвергнутыми, а предложения которых игнорируются.
Такова в общих чертах схема основных политических противоречий в крымско-татарской среде.
(Методика их решения может быть полезна многим общественным национальным центрам и объединениям: репортаж с пресс-конференции, которую дали ОО «Кырым бирлиги» читайте завтра.)
Аркадий Гладилов
Крым. Симферополь.
Фото автора
Источник: http://polit.kg/conference/5/430