Меджлис сбежал в Киев. Размышляем о прошлом, настоящем и будущем
На этой неделе меджлис был объявлен вне закона. Не авторитарно, а вполне цивилизованно – в суде. Право на обжалование вердикта есть… Но эта организация, долгое время претендовавшая на единоначалие в определение векторов и поведения, и настроений крымско-татарского народа предпочла в России больше «не светиться». Меджлис сбежал в Киев. Так, руководитель меджлиса Рефат Чубаров объявил чрезвычайный режим его работы, перевел центральный офис в столицу Украины и назначил (!) депутата Верховной Рады Мустафу Джемилева (долгое время этот самый меджлис возглавлявшего) «лидером крымских татар». Соответствующее «распоряжение председателя меджлиса» Чубаров опубликовал у себя на странице Facebook.
Ну чем будет заниматься меджлис в Киеве? Да все тем же: строить планы по возвращению Крыма Украине и организации на полуострове национальной автономии, делать провокационные вбросы в СМИ, встречаться с турецкими и саудитскими эмиссарами, просить денег у кого угодно (в бюджете Украины, у местных олигархов, у зарубежных политиков и бизнесменов), напоминать о себе какими-нибудь странными акциями в рамках разнообразных «блокад» российского Крыма, угрожать, злиться, оскорблять и оскорбляться… Да мало ли сфер деятельности для «профессиональных лидеров народа». Таковыми они сами себя считают. Ханами, небожителями… Не знаю, уж кем там в точности, но вершителями судеб и властелинами дум соотечественников – крымских татар – точно.
Впрочем, эта реальность какая-то параллельная. Крымские татары давно раскусили суть меджлиса и сделали выводы. Многотысячных акций в поддержку своих «лидеров» не было и нет. Кто захотел последовать за «успешными поводырями» на Украину, тот уехал. Что они там делают? В «блокады» играют? Таксуют до Мелитополя? Перепродают крымские машины с украинскими номерами? Шмонают проезжающий через границу транспорт? Не все ли равно. Они сделали свой выбор. Пошли своим путем. Не крымским.
Это меньшинство наивно и слепо верит в то, что меджлис – их единственная опора. В том-то и дело, что не единственная и не опора, а, скорее, альтернатива. Причем альтернатива здоровым начинаниям. Так, два крымско-татарских общественных движения: «Крым» (возглавляет вице-спикер Госсовета Крыма Ремзи Ильясов) и «Единство Крыма» (возглавляет Сейтумер Ниметуллаев) — объединились. Еще в декабре 2015-го. А меджлис «проспал» это. Первым «проснулся» зам.главы меджлиса Нариман Джелялов, заявивший, что оба движения создавались для того, чтобы «откусить авторитет» у меджлиса. И «откусили». Меньше чем за полгода. Потом меджлис проспал Аметова, «короля самозахватов», который очень долго «делал имя меджлису», а в апреле 2014-го (!) прозорливо предложил меджлис разогнать. И уж совсем необъяснимо меджлис «проспал» муфтия Эмирали Аблаева. Это потом ему «вдогонку» Джемилев сыпал оскорблениями… А вот мусульмане Крыма тогда крепко призадумались.
Хотя, на самом деле, меджлис сам себя и «похоронил»: оторвавшись от Крыма, предав крымчан, связавшись с отморозками из «правого сектора» и прочих нац. «батальонов»…
Самое интересное, что напрасно меджлис все последние годы сам себя считал «единственным» и «уникальным». Общественная организация – не общественная организация, партия – не партия, парламент – не парламент, совет старейшин – не совет старейшин… Такая очень странная структура с большими амбициями и большой «национальной идеей».
Связка «курултай – меджлис» сформировалась не за один год. И формировалась она отнюдь не в условиях монополии господ Джемилева и Чубарова. Напомним факты.
В начале 90-х гг. прошлого века активно заявляло о себе Национальное движение крымских татар (НДКТ), находившееся в конфликте с более радикально настроенной «Организацией крымско-татарского национального движения» и особенно с меджлисом. НДКТ образовалось из так называемой Ферганской долинной группы Юрия Османова. Его идеология основывалась на доктрине крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского, полагавшего, что культурное и социальное развитие тюркского населения российского государства может и должно происходить в союзе с русским народом. Таким образом, ядром идеологии НДКТ являлся постулат славяно-тюркского союза. Лидером крымско-татарского движения стал активист, неоднократно судимый по политическим мотивам Юрий Османов, сын авторитетного лидера крымско-татарского движения 60–70-х гг. Бекира Османова. В начале 90-х гг. Ю. Османов занимал пост главы Комитета по делам депортированных народов Крымского облисполкома. Ю. Османов неоднократно обвинял М. Джемилева в экстремизме. Некоторые эксперты отмечают, что Ю. Османов имел большие шансы возглавить крымских татар и оттеснить М. Джемилева, однако в 1993 году, в то самое время, когда лидеру НДКТ удалось установить плодотворные отношения с влиятельной крымско-татарской диаспорой Турции, он был убит при весьма загадочных обстоятельствах. Тогда-то меджлис и «предъявил» свои права на «владение умами народа».
С самого начала в качестве основной задачи деятельности меджлиса провозглашался радикальный принцип «восстановления национальных и политических прав крымско-татарского народа и реализация его права на свободное национально-государственное самоопределение на своей национальной территории». Это положение содержится в Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа – основном программном и чрезвычайно важном до настоящего времени документе, принятом вторым курултаем в 1991 году. В Декларации объявляется, что «Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение».
Вот тебе и демократия, и европейские ценности. Любому европейскому суду только этого самоуверенного утверждения хватило, чтобы признать подобную организацию на своей территории «вне закона». Так что прокурор Крыма Н.Поклонская еще «мягко стелила» и буквально «разжевывала» суду ответы на вопрос: почему же меджлис – организация экстремистская.
Самое смешное, что за 23 года Украины лидеры меджлиса не особенно спешили реализовывать положения своей Декларации. Меджлис стал вполне успешным бизнес-проектом. А «выпустить пар» — так это 19 мая на митинге…
Правда вот февральский 2014-го года митинг-столкновение под крымским парламентом будет сниться лидерам меджлиса в страшных снах. Ошиблись… Аппетиты подвели — на волне «майданных страстей» заполучить побольше реальной власти… Потом, уже после Русской весны попытки переговоров были. Неоднократные. И господина Ислямова в крымских вице-премьерах мы помним, а сейчас он «страшный враг» Крыма… Короче, поторговаться не вышло. А потом «эффект лавины»: ошибки, потеря авторитета, утрата рычагов управления… А их и не было никогда, этих самых «рычагов». Ибо народом управлять нельзя. Его можно слышать и понимать. Ему можно служить. Все остальное от лукавого.
Итог – то самое банкротство. Политическое, идеологическое, моральное. Бегство в Киев. Поближе к «основному месту работы» — Раде или новенькому офису телеканала АТR.
И напоследок несколько цитат. Как «контрольные в голову».
Вице-спикер Госсовета Крыма Ремзи Ильясов:
Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, прикрываясь интересами народа, в угоду своих личных амбиций и собственного эго прислуживают шарлатанам, захватившим власть на Украине в результате переворота, подготовленного зарубежными государствами, причастными к гибели миллионов мирных мусульман на всем Ближнем Востоке. Сегодняшний персональный состав меджлиса под руководством Рефата Чубарова – это уже не тот инструмент, который призван решать насущные проблемы крымско-татарского народа, а оружие в руках самодуров и одержимых, потерявших чувство ответственности и самоконтроля. Прекращение деятельности меджлиса в Крыму – это результат преступного молчания части делегатов Курултая по поводу антинародной политики Чубарова и тех, кто объединился с ним… Впрочем, все это не идет ни в какое сравнение с началом формирования военизированного батальона у границы Крыма. Поэтому нет и не может быть оправдания действиям руководства меджлиса, призывающего наших детей и внуков взять в руки оружие.
Премьер Крыма Сергей Аксенов:
Эта организация является площадкой для распространения экстремистских идей и ведения подрывной работы против России и Крыма. Зарубежные хозяева меджлиса пытались использовать эту структуру для разжигания ненависти и дестабилизации обстановки на полуострове. Судебный запрет положил этим попыткам конец.
Прокурор Крыма Наталья Поклонская:
Общественное объединение «меджлис крымско-татарского народа» сейчас признано экстремистским. То есть его деятельность запрещена в Российской Федерации в целом. Любые действия будут расцениваться как правонарушение. Если члены меджлиса или представители будут осуществлять какую-либо деятельность вопреки решению суда, то они будут привлекаться к ответственности.
Вот и все. Страница истории перевернута. К ней будут возвращаться историки, политологи, журналисты, но как к «прошлому». А Крым живет настоящим и будущим. Я имею в виду Крым многонациональный, а значит, и крымско-татарский тоже.
Источник: http://crimeapress.info/medzhlis-sbezhal-v-kiev-razmyishlyaem-o-proshlom-nastoyashhem-i-budushhem/