НАСЛЕДИЕ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО: ТРАДИЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ
Издатель газет и журналов, писатель, неординарный мыслитель, политик, глава города Бахчисарая – Исмаил Гаспринский вошел во всемирную историю как активный популяризатор идей просвещенного ислама, конфессиональной терпимости и прогрессивного развития без отрицания религиозных ценностей. Им были написаны не только повести, рассказы, но и эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» – произведения интересные и сегодня для обсуждения проблем межкультурного и межконфессионального диалога, особенно в многонациональной России.
С этой целью в июле 2014 года в Севастополе международные эксперты из России, Греции, Болгарии, Армении и Абхазии собрались на Международную научно-практическую конференцию «Исмаил Гаспринский и современный культурный диалог». Они вспомнили не только идеи и многогранную практическую деятельность Исмаила Гаспринского, но и особенности формирования его взглядов, их развитие и связь с предшествующими теориями в исламских обществах, провели параллели с современными проблемами установления культурных связей в сочетании с сохранением национальных традиций.
Не случайно было выбрано место проведения дискуссии и сформирован состав ее участников: Крымскую землю считают своей родиной представители самых разных народов. Организатором конференции выступила Академия труда и социальных отношений (АТиСО) при финансовой поддержке фонда «Русский мир». Ректор АТиСО Евгений Кожокин, открывая форум, отметил два аспекта: с одной стороны, важность сохранения идей просветителя для крымско-татарского народа, с другой – их удивительную актуальность ныне, когда происходит осмысление новых региональных вызовов.
Евгений Кожокин обратил внимание на то, что Гаспринский усмотрел некоторые глубинные тренды, которые существуют в мире, так как он был мыслителем отнюдь не локального, не регионального, а глобального масштаба. Эти длительные тренды продолжали действовать не только в XIX и ХХ столетиях, но и перешли в XXI век.
Основной темой конференции была фигура самого Исмаила Гаспринского. В докладах выступающих были открыты новые страницы его творчества, новые страницы его биографии, так как далеко не все еще известно об этой великой личности. Сейчас сама наша эпоха, которая вступила в новую фазу, требует обращения к таким глубоким мыслителям, как Исмаил Гаспринский.
Почетной гостьей конференции была правнучка Исмаила Гаспринского Гульнара Сеитваниева, старший преподаватель кафедры крымскотатарской литературы Таврического государственного университета им. Вернадского. Она рассказала об издательской и журналистской стороне многогранной деятельности своего предка, еще раз подтвердив, что просветительские заслуги и авторитет Исмаила Гаспринского непререкаемы во всем тюрко-мусульманском мире.
Все выступающие проводили аналогии с современностью, сравнивая, противопоставляя, приводя примеры из своих региональных практик. Тема евразийской интеграции в ее культурном измерении звучала в словах всех ораторов.
Каждый из выступающих говорил о своей стране, о Крыме, будучи абсолютно уверенным, что связь общих процессов неразрывна, и подчеркивал очевидную необходимость обсуждения особенностей христианско-мусульманского сосуществования.
На пленарном заседании «Наследие Исмаила Гаспринского в контексте начала XXI века» большая часть докладов была посвящена теме джадидизма, легшего в основу воззрений, развитых Гаспринским в своих трудах. Он возник в мусульманской элите как попытка переосмысления строгих норм ислама и поиска гармоничного взаимодействия с новыми реалиями прогресса, стимулировал развитие образовательных институтов, прессы и даже изменение политических и административных устоев.
Своего рода переосмысленное европейское влияние распространялось не только в Османской империи, но и в среде мусульман в Казани, Оренбурге, на Кавказе, проникало в Среднюю Азию. Тема «обновления» и «очищения», характерная для исламского дискурса в рассмотрении взаимодействия мусульманского и христианского мира, продолжает наращивать свою актуальность и сегодня, что подчеркивали ученые из Москвы, Казани и Крыма.
Аликбер Аликберов, руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, в докладе «Джадидизм как объективный этап эволюции ислама в зонах тесного христианско-мусульманского взаимодействия (на примере Крыма, Урало-Поволжья, Северного Кавказа и Балкан)» отметил, что проведенная параллель взаимодействия в межконфессиональном диалоге со временем Исмаила Гаспринского, которая сегодня характеризуется многовекторностью, чрезвычайно важна. С 90-х годов, по словам Аликберова, мы возвращаемся к истокам духовности, уходим от старых идеологем, можно сказать, возвращаемся к тому, на чем остановились в своем развитии в 1917 году. Отметив неслучайность возникновения учения Гаспринского, Аликберов сделал акцент на эволюционной периодичной потребности в «обновлении» общества, в том числе и его религиозных взглядов.
Политическая востребованность идеологии Гаспринского в Крыму начала XX века и XXI века перекликается в самих предпосылках: идея джадидизма как нового взгляда на ислам, как поиск пути просвещенного ислама становится актуальной, когда миру необходимо уйти от жесткого противостоянии мусульманской и не мусульманской общности, решить задачи реформирования социума. В этой связи выступающие, не раз отмечая раскол мусульманского мира, говорили о крымскотатарском факторе межконфессионального согласия в Крыму, о векторах радикализации ислама в России, о диалоге с мусульманами, проживающими в других российских регионах
Подводя итог, стоит отметить, что идеи Исмаила Гаспринского как популяризатора нового взгляда на ислам актуальны сегодня из-за вступления общества в очередной отрезок сложного конфликтогенного периода. А концепт просветительства всегда был необходим обществу в те периоды, когда жесткое противостояние конфессиональных миров становилось угрозой для прогрессивного развития.
Источник: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/145316/