Нужен новый курултай, новый лидер!
Среди крымских татар существует раскол. Об этом громко заявляют члены общественной организации «Къырым бирлиги» («Единый Крым»). Они собрали в Симферополе пресс-конференцию, чтобы рассказать, зачем, по их мнению, нужно в ближайшее время собрать курултай крымскотатарского народа и выбрать новый меджлис.
Вот что мы услышали от председателя ОО «Къырым бирлиги» и созданного ею Общественного Совета крымскотатарского народа Сейтумера Ниметуллаева.
Существующий курултай — ручной. В том курултае, который был избран в украинские времена Крыма, участвовали граждане Украины, выбирали тех, на кого указывали «сверху», сегодня они сами признают, что на них оказывалось давление. В сентябре 2014 года крымчане избрали новый состав Госсовета, местные советы по российским правилам. Крымские татары-граждане России должны избрать и свой курултай, утверждает Ниметуллаев. «Мы объявили дату выборов – 21 сентября 2015 года. Если на эти выборы мы пригласим друзей из ближайшего зарубежья, из всей России, наблюдателей из ОБСЕ, можно будет всему миру говорить, что есть сообщество крымских татар, что курултай представляет крымскотатарский народ».
Ведь сегодня нашу судьбу от нашего имени решают за рубежом: дать ли воду, пустить ли поезда! Такого не должно быть. Наша молодежь должна служить в вооруженных силах РФ, крымские татары дожны быть во всех структурах власти.
Меджлис не признавал наших героев, участвовавших в Великой Отечественной войне. Сегодня мы устанавливаем их имена, готовимся к 70-летию Победы.
Муфтий Центрального духовного управления мусульман Крыма (ЦДУМК) Руслан Саидвелиев тоже уверен, что нужен новый курултай: прежний был коррумпированным. Сегодня нужно выбрать более достойных людей, которые будут работать во благо своего народа.
Работавшее ранее в Крыму ДУМК было «карманным» муфтиятом меджлиса. Развивались различные течения, которые называли себя исламскими, но ничего общего с исламом не имели, запрещали соблюдать традиционный ислам, присущий мусульманам Крыма. Появились люди, которые делают деструктивную работу, пытаясь влиять на общество, исказить нашу религию.
Новый курултай нужен, чтобы соблюдать и развивать традиционную культуру и религию. ДУМК насаждало среди мусульман полуострова вообще непонятную идеологию — ваххабизма, хизб-ут тахрир, идеологию так называемых «братьев мусульман». Из-за этого среди крымских татар произошел раскол, о его причинах, к сожалению, мало говорят. А он начался из-за того, что среди мусульман появились различные сектантские группировки. Мы образовали Таврический муфтият, чтобы объединить мусульман вокруг наших традиций. Религия не может быть политизирована, но не может быть и отдалена от политики — необходима взаимная поддержка. Тогда крымские татары смогут представлять всех россиян в целом.
Свою позицию высказал и заместитель председателя Общественного Совета крымскотатарского народа Энвер Кантемир-Умеров. Говоря об итогах прошедшего года, он отметил, что дальнейшего совершенствования требует управление республикой, от консолидации элиты нужно переходить консолидации всего общества, укрепляя межнациональные отношения. Общественные организации, которые составляют ядро гражданского общества, должны стать буфером между сообществом и властью.
Крыму необходимо развитие инфраструктуры — но, кроме дорог, больниц, детсадов мы должны думать о коммуникационно-информационной инфраструктуре, которая позволит нам лучше понимать друг друга — во всех отношениях и на всех языках.
Крымские татары ждут, что последует после Указа президента Путина №268 «О мерах по реабилитации…». Нужно предлагать меры, действия, работу, условия, которые будут продвигать, имплементировать Закон «О реабилитации репрессированных народов…» в Крыму, будет решать наши проблемы. Эта работа только-только началась.
Наша организация создавалась, чтобы решать общекрымские вопросы, представлять интересы крымскотатарской общественности на уровне власти — крымской и федеральной. Но крымскотатарское сообщество расколото, испытывает самые разные влияния, в том числе — из-за рубежа. Около 3 тыс крымских татар отказались получать российские паспорта, 40% сомневаются в российском будущем Крыма. Задача собрать курултай на новой основе — чтобы он представлял весь народ, со всеми оттенками взглядов — является очень важной.
— Что вы имеете в виду, когда говорите о влиянии из-за рубежа? — попросили мы уточнитьЭнвера Кантемир-Умерова.
— Бывшие руководители меджлиса влияют на какую-то массу народа, поскольку у них остался какой-то авторитет. Они с Украины пытаются руководить оставшимися здесь членами меджлиса. Безусловно, какая-то часть нашего сообщества сомневается в нашем будущем, в тех мероприятиях, которые проводятся здесь. Кто-то не видит конкретных быстрых результатов, поэтому сомневается, что они вообще будут. Раскол есть, нам надо пытаться объединить это все…
— По вашим данным, меджлис, Чубаров продолжают получать зарубежную финансовую поддержку?
— Я думаю, да! Получают, как и раньше. Только раньше они получали ее из Госдепартамента…
Мы задали и остальным общественникам еще несколько вопросов.
— Существуют ли такие структуры как курултай и меджлис в других субъектах РФ — в Татарстане, республиках Северного Кавказа?
— В Татарстане есть свой меджлис, курултай, но они не играют там большой роли, — рассказал Ниметуллаев. — Мы же с вами находимся в таких условиях, что о Крыме очень много говорят за рубежом, много говорят от нашего имени. Мы сейчас создадим курултай в условиях РФ, но может, через три-пять лет он не будет нужен в таком формате! Но сейчас за границей говорят, что мы хотим жить по-другому, а мы хотим жить в составе России и по законам РФ! Мы должны показать это той же Европе и той же Америке! Пока мы вместе с вами это не покажем, кругом будут говорить, что наших детей арестовывают, крадут, у кого-то делают обыски! Без нового курултая у Крыма нет будущего!
— Курултай и меджлис — обычные общественные структуры, — решил добавить к ответу коллеги Кантемир-Умеров. — Аналоги обычных съездов народов, которые проходят в республиках РФ, как Конгресс русских общин в Крыму, Всероссийский еврейский конгресс. У крымских татар съездом является курултай, его представительным, исполнительным органом — меджлис. Как он будет называться в будущем — меджлис, диван — не знаю. Может быть, необходимость в таком органе отпадет, но пока нет контакта между властью и народом, нет четкого представительства народа в парламенте, во власти Крыма, на законодательном уровне не решены гарантийные вопросы будущего развития крымских татар...
— Вы требуете квот? — уточняем мы.
— Мы не требуем квот, мы предлагаем рассмотреть этот вопрос. Каким будет решение, я не могу сказать, но мы должны сесть и поговорить.
— В Крыму создали общественную палату, — напоминает Ниметуллаев. — Она должна быть, но в ней всего один крымский татарин! Неужели среди наших людей не нашлось 4-5 человек?..
— А что ж вы их не выдвинули в состав ОП? — спрашиваем мы.
— А кто нас спрашивал?... Не о квоте говорим, о человечности!
— Вы говорите о ДУМК, о меджлисе так, как будто их уже нет. Вы их не рано списали?
— Меджлис на Украине! — напоминает Ниметуллаев. — В России сегодня меджлиса нет. А чтоб этого разговора не было, надо провести выборы и показать нового лидера, который будет жить в Симферополе или в Бахчисарае, в Крыму — со своим народом!
Источник: http://www.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=13701