Крымские татары: «Просто не мешайте нам жить»
Крымскотатарская общественная организация «Къырым бирлиги» передала в ООН требование признать воссоединение Крыма с Россией, отменить антироссийские санкции и привлечь Украину к ответственности за нарушения прав крымских татар с 1954 года, когда указом Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева полуостров был присоединен к Украинской ССР. «Спасибо России и президенту нашей страны, что с 20 января 2014 года наши земли вернулись на родину», — говорит в интервью газете «СЕГОДНЯ» лидер татар данного региона Сейтумер Ниметуллаев.
Офис председателя региональной общественной организации «Къырым бирлиги» и Общественного совета крымско–татарского народа Сейтумера Нуридиновича Ниметуллаева находится на улице Субхи, 2, — в районе рынка и в пяти минутах от центральной симферопольской площади дважды Героя Советского Союза Амет–Хана Султана.
Портрет российского президента Владимира Путина над столом председателя и доски с золотой вязью сур Корана, герб и флаги России, Автономной Республики Крым и татар — все выглядит достаточно аскетично, что вполне в духе непростого времени. Обстановка кабинета вообще отличается от той, что была в офисе руководителей крымско–татарского «Меджлиса» Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, которые, как известно, последние три с лишним года находятся в Киеве в должностях депутатов Верховной рады Украины.
От блокады до пропаганды
За все время интервью Сейтумер Ниметуллаев улыбнулся лишь раз, вспомнив строительство Соборной мечети в Симферополе — на ее строительство население Крыма собрало 2 миллиарда рублей. Несмотря на то что полуостров сейчас живет не особенно богато, на мечеть с 50–метровыми минаретами жертвовали буквально по рублику. Мечеть в Симферополе планируют открыть 21 апреля 2019 года, в пятую годовщину подписания президентом России Владимиром Путиным Указа о реабилитации репрессированных народов Крыма.
Сейтумер Ниметуллаев — многолетний глава богатого Генического района, находящегося сейчас по другую сторону государственной границы, в украинской Херсонской области, — будущей самой большой мечетью Крыма очень гордится. Но есть такое, против чего председатель совета крымско–татарского народа Ниметуллаев протестует.
— Недавно в Женеве глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс призвал страны–участницы Совета ООН по правам человека обратить внимание на сообщения мониторинговой миссии ООН на Украине, в которых задокументированы нарушения прав человека в Крыму. В особенности в отношении крымских татар. Как можете комментировать?
— Откуда такое мнение у вашего министра? Что он знает, он был в Симферополе? В ООН о нарушениях прав человека и свободы слова сообщают депутаты украинской рады Джемилев и Чубаров: о том, что здесь постоянные обыски, аресты, нарушаются права татар. По нашим данным, они фальсифицируют статистику и стараются создавать провокации, но этот вопрос в компетенции правоохранительных органов, МВД и ФСБ России.
Организации «Меджлис» и «Хизб ут–Тахрир» запрещены Верховным судом Крыма и России как экстремистские, и, по нашим данным, из Киева со стороны Мустафы Джемилева экстремисты получают поддержку, в том числе финансовую, для совершения провокаций в Крыму.
— Вы хотите сказать, что Россия соблюдает конституционные права крымских татар?
— В 2014 году наш президент Владимир Путин издал Указ о реабилитации крымских татар, сделав то, что должна была сделать и чего избегала Украина с 1954 года и в частности последние 25 лет, когда Крым де–юре входил в состав Украины.
Спасибо России и президенту нашей страны, что с 20 января 2014 года наши земли вернулись на родину — больше всего крымские татары этим довольны.
Крымско–татарский язык признан официальным языком в республике Крым, чего не было при проукраинском «Меджлисе». Крымско–татарский язык в России впервые получил такой статус — это записано в постановлениях Верховного совета, в Совете министров Крыма. Ну а школы сами определяют, на каком языке учить детей.
Мы и дома разговариваем на русском языке, но я считаю, что это неправильно: дома нужно говорить на родном языке, чтобы наши внуки и дети его знали. А со стороны украинского населения я вообще не слышу ни о каких проблемах: крымские украинцы исторически говорят на русском языке.
Отношения с Киевом
— Как складываются отношения с сегодняшней Украиной?
— Знаете, на уровне жителей, туристов очень хорошо. До того момента, пока не произошла энергоблокада Крыма (осенью 2015 года была введена пограничная продовольственная блокада Крыма, а также энергетическая — с украинской стороны были взорваны ЛЭП. — А. Т.), крымские татары никогда не показывали намерения сделать плохое своему народу. Я понял, что Ислямов, Джемилев, Чубаров и их команда поддерживали.
— Что это дало им и что принесло вам?
— Это сплотило все население Крыма. Россия поддержала, в течение полутора месяцев через Керченский пролив провели кабель, включили свет. Но без электроэнергии люди мучились — особенно в таких районах, как Кировский, Джанкойский, Керчь. И больше всего пострадали крымские татары, традиционно занимающиеся животноводством и сельских хозяйством. Скотину надо было кормить, воду греть. Люди залезали в долги и на последние копейки закупали электроварки. Кого наказали?
Теперь по продовольственной блокаде, которую они устроили. В основном крымские татары, живущие на Украине, зарабатывали на торговле в Крыму овощами. Вырастить овощи — 25–30% труда, реализовать, получить прибыль — 70–75%. Взять Урюпинский район, Каховский, Генический районы — их овощи ушли из Крыма во время блокады. Сегодня в Крыму зайдите в любой торговый центр — все есть, кроме птичьего молока, да и птичье молоко тоже есть за ваши деньги. Да, сегодня цены у нас выше, чем на материке, чем в Краснодарском крае и Ставрополье, но с введением в строй Керченского моста потребительские цены станут доступнее.
Двери открыты не всем
— Сколько населения вернулось после зимы 2014 года в Крым? Или все же крымчане уезжают на Украину?
— К моей радости, едут к нам, не от нас. Я большую часть жизни прожил в Украине в Геническом районе. Был председателем колхоза более 20 лет, 5 лет — главой администрации района, 4 года — председателем совета. И я знаю: когда в Киеве говорят, что из Крыма выехали 10 000 жителей, это ложь — я не верю, зная людей. Те крымские татары, которые выехали в 2014 году на Украину, на 80% вернулись в свои дома — у нас 600 татарских поселков.
Те, кто ничего не сделал противозаконного против России, конечно, возвращаются, двери открыты. Сегодня в Херсонской области Украины, где проживает около 6 тысяч татар, в основном в Геническом районе и Новоалексеевке, проукраинский «Междлис» поддерживают меньше 10% населения. Да и то многие делают вид, что поддерживают, чтобы не было проблем на работе, — из Киева идет пропаганда.
Источник: http://vesti.lv/news/krymskie-tatary-prosto-ne-meshaite-nam-zhity