Россия берет в союзники полмира
Шанхайская организация сотрудничества в скором времени может стать новым геополитическим центром. В определенной степени курс на это был обозначен на Совете глав правительств ШОС в Бишкеке. «Мы все вместе делаем громадное дело, и я думаю, что это дело мирового масштаба — чем крепче будет ШОС, тем будет стабильнее в мире», — недвусмысленно выразился президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
Как заявил на встрече с премьерами стран-участниц ШОС глава Киргизии, он надеется на скорое вступление в организацию Индии и Пакистана. Об этом же накануне заявил и.о. премьера Киргизии Сооронбай Жээнбеков, когда проводил переговоры с госминистром Индии по иностранным делам Мушабаром Джавадом Акбаром.
Если это произойдет, организация, безусловно, усилится.
В настоящее время в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Изначально планировалось, что, по сути, Россия и Китай будут координировать свои действия в Центральной Азии. И это было не лишено смысла. Россия желала сохранить свое влияние на постсоветском пространстве, а Китаю нужны были новые рынки для инвестиций. Чтобы интересы двух великих держав не входили в конфликт друг с другом, и была создана Шанхайская организация сотрудничества.
Но вскоре формат ШОС может кардинально измениться. В 2015 году была запущена процедура приема в организацию Индии и Пакистана. Это означает, что теперь у ШОС будет не два основных центра, а как минимум три.
Индия — огромная страна, вторая по численности населения, третья по объему экономики. Долгое время она находилась в стороне от глобальных политических процессов, но это не значит, что так будет в будущем. Индия стремительно развивается, а в современном мире надо не просто проводить экономическую экспансию, но и уметь защищать свои экономические интересы. Самое простое — найти союзников. При этом стоит учитывать, что потенциал геополитического влияния Индии, до сих пор не до конца раскрытый, колоссален.
Более того, присутствие Индии и Пакистана в ШОС снимет множество противоречий в Евразии. Не секрет, что отношения между Китаем и Индией весьма напряженные, как, впрочем, между Индией и Пакистаном. Вхождение всех этих стран в одну организацию означает, что стороны готовы отодвинуть противоречия на второй план.
Но ради чего? Получается, что только ради какой-то большой выгоды. Как, скажем, формирования новой модели мироустройства.
Конечно, еще многое предстоит сделать. К примеру, на совещании в Бишкеке премьер-министр России Дмитрий Медведев предложил развивать новые трансграничные маршруты торговли. По сути, это лишь один из первых шагов к формированию прочной коалиции крупнейших государств Евразии. Но есть все надежды, что необходимые решения будут приняты в ближайшее время. К этому подталкивает сама логика развития международных отношений в современном мире. И вступление Индии в ШОС станет важным шагом на пути выстраивания справедливого мироустройства.
— Индия это огромная страна, которая оказывает существенное влияние на всю геополитику, — замечает директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин.
— Присутствие Индии в ШОС существенно изменит характер организации. Сейчас в ней доминируют Россия и Китай. Если придет Индия, то совершенно изменится повестка дня. Это будет уже не согласование политики России и Китая в Центральной Азии, а совместный поиск решений Москвы, Пекина и Дели на всём евразийском пространстве. Регион станет более безопасным.
Можно надеяться, что Индия реанимирует экономическую повестку. В настоящий момент лишь Китай активно выступает за экономическое сотрудничество в рамках ШОС, Россия была не очень активна на этом направлении. Вступление Индии может дать толчок к сотрудничеству.
«СП»: — Сотрудничество можно развивать и без формального членства в той или иной организации.
— Речь идет не об экономическом сотрудничестве с кем-то на двусторонней основе, такое взаимодействие развивается со многими странами. Тут разговор именно о том, будут ли многосторонние проекты. К примеру, российско-китайско-индийские.
Нужны механизмы для экономического сотрудничества. Скажем, страны БРИКС создали свой Новый банк развития, а в ШОС никакого своего банка не создали. Нет и фонда, который мог бы финансировать многосторонние проекты.
«СП»: — Присутствие Индии усилит ШОС геополитически?
— Пока об этом рано говорить. ШОС станет самой влиятельной организацией в Евразии. Если говорить о том, будет ли это блок государств, противостоящий какому-нибудь другому блоку, то об этом речи пока не идет. ШОС изначально создана для регионального сотрудничества, не было цели, скажем, создавать общую армию и проводить совместные военные операции. Да, проводятся совместные военные учения. Но учения ведь не означают создание единых вооруженных сил, это просто обмен опытом и совместное обучение.
— Вступление Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества серьезно усилит структуру, — говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов.
— Индия сегодня весьма значимая держава глобального масштаба, как в экономическом, так теперь и в военном плане.
Но самое главное, что вступление Индии в ШОС приведет к улучшению отношений между странами на территории всей Евразии. Можно будет достичь определенной сбалансированности отношений Китая и Индии, которые, как известно, имеют не очень хорошую историю. Кроме всего прочего, Пакистан больше ориентируется на Китай, а Индия больше ориентирована на Россию. Вступление в ШОС Индии и Пакистана приведет к созданию очень мощной коалиции, которая будет договороспособной по очень многим вопросам.
«СП»: — Какую роль в мире может играть ШОС?
— Изначально Шанхайская организация сотрудничества возникла больше для экономического сотрудничества. Политические вопросы обсуждались на уровне выстраивания правил игры на международной арене. Сейчас мы видим, что проводятся совместные военные учения стран-членов. Расширяются контакты в сфере обороны и безопасности.
И в этом нет ничего удивительного. Свои экономические интересы надо уметь защищать разными способами. И, скажем, Запад активно это делает.
ШОС пока не военно-политический блок. Но он уже предполагает определенные гарантии безопасности для стран-участников. На мой взгляд, мы наблюдаем процесс формирования нового геополитического центра.
Чтобы ШОС действительно оформилась в новый геополитический центр, не хватает одного единственного: принятия новой альтернативной идеологии, в противовес идеологии однополярного мира. ШОС наберет силу, как только будут сформулированы какие-то новые ценности, затрагивающие образ жизни, мораль человеческих отношений.
«СП»: — Но в ШОС входят очень разные страны. Различия между Россией, Индий и Китаем больше, чем между Россией и Европой.
— Действительно, есть большие различия в культуре, традициях. Но есть и объединяющая вещь. Все страны ШОС никогда не относились к колониальным державам, имеющим владения далеко за пределами метрополии. Запад же всегда занимался установлением контроля над товаропотоками в разных частях света. Россия, Индия, Китай этого не делали. Они контролировали только свою территорию и близлежащих стран. То есть, в наших странах сформировался коллективистский образ поведения людей, государств, политических деятелей. Так что родство с точки зрения геополитики существует.
Собственно, это классика геополитики. Мы можем посмотреть, как это формулировал английский геополитик Хэлфорд Джон Маккиндер. Он обрисовал границы континентальной цивилизации. Они захватывают не только Россию, но также Китай и Индию.
«СП»: — Почему же тогда до сих пор страны ШОС не сформулировали новой альтернативной идеологии?
— Дело в возможностях. Вырвать власть из рук транснациональных корпораций очень трудно. И в каждой стране есть своя национальная элита, которая держит свои активы на Западе, в виде счетов. Мировая банкирская система гарантирует право собственности. Чтобы сформулировать новую идеологию, надо создать альтернативную систему гарантий, иначе национальные элиты просто лишатся своего состояния.
Сейчас США имеют колоссальный долг. Это может привести к пересмотру прав собственности в мировом масштабе. Тогда возникнет главный вопрос современной геополитической борьбы. Мировой капитал пытается уничтожить национальные элиты, национальные кланы, чтобы на их место поставить компрадорские силы. И вот когда национальные кланы осознают свою полную бесперспективность, они начнут действовать. Пусть и с потерями, национальные элиты попытаются выйти на новое мироустройство.
«СП»: — Позволит ли Запад оформиться альтернативным международным организациям?
— 2014 и 2015 годы были ознаменованы активным развитием БРИКС. И мы увидели, как ударили по БРИКС через ситуацию в Бразилии. Ситуация была срежиссирована Соединенными Штатами. Концепция внешней политики США просто предполагает, что весь Американский континент это зона интересов Вашингтона.
Конечно, если бы не было сопротивления со стороны Запада, альтернативный геополитический центр давно бы сформировался. Это — вопрос борьбы. Причем, борьбы длительной. Это вопрос не одного дня и не одного года.
Сегодня, как только национальные элиты, национальный капитал осознают свои перспективы, что они не прописаны в новом «светлом будущем», сопротивление с их стороны резко усилится. Думаю, что процессы интеграции в Евразии тогда пойдут намного быстрее.