Суд Амстердама занял сторону Киева в деле о золоте музеев Крыма: коллекцию собираются отдать Украине
Музейные ценности в заголовках судебной хроники. В Амстердаме вынесено решение по делу о золоте скифов. Коллекцию из крымских музеев собираются отдать Украине. Золото было в Нидерландах более двух лет. Его привезли еще до воссоединения Крыма с Россией. И потом голландская сторона держала ценности, пока разбиралась, кому их возвращать.
На многих стендах Центрального музея Тавриды лежат таблички: «Этот экспонат на выставке в Амстердаме». В Нидерланды крымчане отправили жемчужины своей коллекции. Это осколки древних цивилизаций. Они, как в античную мозаику, сложили уникальную историю Крыма.
«К этому времени относится навершие, которое стало символом нашего музея, бронзовое, с изображением грифона, терзающего лань, везде уже теперь на наших документах, на наших афишах, на буклетах мы этот символ публикуем, и его место было на этой полке в этой витрине», - говорит главный хранитель Центрального музея Тавриды Людмила Храпунова.
Мике Дудок ван Хил, судья окружного суда Амстердама, похоже, решила переписать музейное право. Главный вопрос о собственности экспонатов суд отдал на откуп украинским властям. А предметы древних цивилизаций, найденные в крымской земле, судья объявила частью культурного наследия Украины. И заявила, что их необходимо вернуть в Киев. Срок декларации на вывоз коллекций давно истек. Но в Амстердаме считают: этот документ должна оформлять украинская сторона.
«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, что экспонаты являются частью культурного наследия Крыма, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым был частью Украины», - заявила судья.
У крымчан ровно три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. Руководители четырех музеев полуострова уверены в своей правоте. Ведь, по контракту, предметы хранения должны быть возвращены туда, откуда взяты.
«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что это решение может быть и таким. Ну, естественно, мы воспринимаем это решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям. Наша позиция неоднократно была озвучена. Сейчас мы готовим апелляцию и будем в соответствии с голландским законодательством и законодательством РФ подавать в апелляционную инстанцию», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
«Да и в конце концов где логика? Договор подписывали не министры культуры, договор о сотрудничестве подписывал директор Бахчисарайского музея и главный хранитель и главный бухгалтер. Поэтому вернуться они должны в Бахчисарайский музей», - возмущается главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника Оксана Алпашкина.
Необязательно быть юристом, чтобы понять: сегодняшнее решение может свести на нет культурный обмен между Нидерландами и Россией. Кто же рискнет отправить выставку в страну, которая не может гарантировать возврат коллекции?
«Это достаточно печальная история, которая свидетельствует о том, о чем мы постоянно говорим: что права культуры и просто право не всегда совпадают. Юристы будут подавать апелляцию. Я надеюсь, что апелляция поможет сделать то, что вообще-то на самом деле должно быть. Вещи из музеев Крыма должны находиться в музеях Крыма. Это было бы справедливо, потому что они найдены в этой земле. Это не вещи, которые музей приобрел, какие-то коллекции, которые кто-то подарил. Это вещи, найденные в земле», - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский говорит, что похожие спорные ситуации в музейной практике уже были и напомнил о «задержавшейся» в Эрмитаже выставке из Кувейта.
«У нас была однажды история, когда Кувейт был захвачен Ираком, кувейтская выставка находилась у нас, она потом долго лежала в Эрмитаже, потом путешествовала по миру, пока все стабилизировалось, и она вернулась в Кувейт», - рассказал директор Эрмитажа.
Директор амстердамского Музея Алларда Пирсона - там прошла выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» - решением суда обескуражен не меньше, чем его крымские коллеги.
«Судья перевел спор в плоскость международного права. Он даже не стал рассматривать вопрос о собственности, решив, что этот вопрос относится к компетенции украинского права. И они сфокусировались больше на том, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - говорит директор Музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.
Крымские музейщики жалуются: перемещение коллекций в Амстердаме и вскрытие витрин происходило без их участия. А это грубейшее нарушение межмузейного права.
Из-за скандала с коллекцией выставка стала настолько популярной, что возле скромного Музея Алларда Пирсона, а фактически это хранилище Отделения археологии Университета Амстердама, стали собираться гигантские очереди. При этом администрация музея уверяет, что она осталась в убытке, и теперь будет требовать компенсацию от украинской стороны за хранение экспонатов и за их страховку.
Эта выставка открылась в феврале 2014 года, ровно за месяц до воссоединения Крыма с Россией. По ее завершению экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев - Бахчисарайского заповедника, Центрального музея Тавриды, Заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника застряли в Амстердаме. Это около 500 единиц хранения. Здесь не только изделия из золота. Но и редчайшие предметы из керамики, бронзы, мрамора и дерева. В министерстве культуры России считают: решение суда создает опасный прецедент и принято оно вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей.
«Надо понимать, что если крымские музеи подадут апелляцию, дело может рассматриваться судом высшей инстанции в течение года, а, возможно, и дольше», - говорит судья-консультант Илия Бильдербек.
Сегодня Музей Алларда Пирсона открыт для посетителей, но съемочные группы туда не пускают. Залы, где хранятся крымские коллекции, на замке.