В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ТАВРИДЫ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЫМА»
18 ноября почитателям крымскотатарского искусства была предоставлена уникальная возможность посетить выставку «Орнаментальные традиции Крыма», открывшуюся в Центральном музее Тавриды (ЦМТ). Выставка явилась результатом сотрудничества известного художника Мамута Чурлу с музеем.
Чем уникальна данная выставка? Да тем, что на ней представлен целый пласт культуры крымских татар. Часть экспозиции включает старинную крымскотатарскую вышивку, часть – предметы быта, хранящиеся в фондах музея. Всего 400 экспонатов, хотя в 1942 году их было 840. Но важно то, что эта коллекция создавалась еще Музеем древностей при Таврической ученой архивной комиссии (ТУАК), затем плавно перекочевала в ЦМТ в 1921 году, пережив гражданскую и отечественную войну 1941-45 гг. «В советские времена нашим сотрудникам доводилось не афишировать о данных экспонатах, скрывать их. Но, к счастью, они дошли до наших дней», - подчеркнул директор ЦМТ Андрей Мальгин.
«Мне очень приятно побывать на празднике традиционного крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. Выставка должна была состояться через 2 месяца, к 70-летию художника Мамута Чурлу, но он схитрил, сдвинул время! – пошутил заместитель министра культуры РК Исмет Заатов. – Я благодарен судьбе за то, что она меня свела с таким человеком. Ведь мы были инициаторами создания Крымскотатарской национальной галереи, которая переросла со временем в Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия». По мнению Исмета Заатова, творчество художника Мамута Чурлу – это целая эпоха возрождения и развития крымскотатарского декоративного искусства. Начиная с 70-х годов прошлого века, он в одиночку поднял целый пласт этой культуры, создал школу своих учеников-художников.
«Уникальность выставки состоит в том, что в ней кроме вышивки есть и орнаментальные вырезки из бумаги – ойма, выполненные потомственной ресимджи – рисовальщицей Адавие Эфендиевой, которая научилась вышивать в 4 года под руководством бабушки. Также экспонируются подлинные вышивки конца ХIХ - начала ХХ века, копии орнаментов вышивок, выполненные этнографом П. Чепуриной и её сестрой Рыбальской, керамика бахчисарайской артели «Илери», существовавшей в 30-х годах прошлого века. Крымскотатарская вышивка своей тематикой, символикой связана с древней историей Крыма, со всеми цивилизациями, прошедшими через эту землю – античной, византийской, мусульманской», - уверен Мамут Чурлу.
Художник вспомнил один случай, сыгравший важную роль в деле возрождения этого вида искусства. «Во время творческой поездки в Советский фонд культуры, основанный по инициативе Дмитрия Лихачева в 1988 году, к нам подошла пожилая женщина Зулейха Бекирова. Она оказалась племянницей Адавие Эфендиевой, которая передала ей свой накопленный опыт. Благодаря знаниям Зулейхи Бекировой, нам удалось воссоздать, казалось бы, утерянную технологию вышивки и организовать группы по обучению этого вида мастерства в Крыму», - рассказал художник.
На выставке представлены работы известных мастеров, а также их учеников: керамистов Рустема Скибина, Эльдара Гусенова, Айдера Абибуллаева, Марины Курукчи, Эдема Ганиева, вышивальщиц Эльвиры Османовой, Гульнары Негляденко, Юлии Тулуповой, Хатидже Юнусовой, Алиме Абибуллаевой, Венеры Курмаевой, Лилии Каишевой, резчика по дереву Рустема Максудова, мастера по металлу Рефата Куртвелиева, графических работ Ирины Патраковой, художницы росписи по ткани в технике горячий батик Эльмиры Сеит-Аметовой, мастера росписи по стеклу Зеры Аблязисовой.