В Керченском проливе обнаружили сразу три советских штурмовика ИЛ-2
Вместе с ними была обнаружена ещё одна боевая машина, она пока остаётся на дне. Мешают сложные погодные условия. И теперь главная задача поисковиков - выяснить судьбу пилотов.
Эта экспедиция в Керченском проливе вызывала огромный интерес еще до своего начала. Впервые на дне Черного моря водолазы обнаружили сразу три советских штурмовика Ил-2. На кадрах подводной съемки видно, что самолеты, пролежавшие на десятиметровой глубине более 70 лет, хорошо сохранились. Один из них - зарылся в ил кабиной вниз.
Уже затемно, при включенных прожекторах, на поверхности показывается фюзеляж и винт боевой машины. Деревянный хвост Ил-2 мог сломаться даже при ударе об воду. Его не нашли. Операцию осложнял шторм. При подъеме штурмовика - весом более 6 тонн - тросы не выдерживают.
После замены крепления, с помощью специальных кранов, первый Ил с одним уцелевшим крылом, выгружают на корму аварийно-спасательного судна. Обгоревшая приборная панель сильно деформирована. На циферблате – ржавые следы стрелок – зафиксировали время гибели штурмовика – 13.50.
По номеру на броне самолета, скрытому под слоем глины, водорослей и рыболовных сетей, поисковики установили дату гибели машины - 2 декабря 1943 года.
Во время ожесточенных боев за Керченский полуостров и освобождение Крыма штурмовик был сбит немецкой авиацией или береговыми зенитками врага. Этот Ил-2 вероятно входил в состав ВВС Черноморского флота. Судьба экипажа пока остается неизвестной. Личных вещей и останков в кабине не обнаружено. Внутри штурмовика сохранились пулеметные ленты, снаряды и авиабомбы.
«С учетом расхода боекомплекта можно предположить, что он произвел бомбометание, отстрелил реактивные снаряды и возможно возвращался уже на родной аэродром, но был атакован. В результате атаки летчик завалил штурвал, чтобы выпасть с горящей машины», - говорит участник поисковой экспедиции Алексей Трунтаев.
«У летчиков штурмовиков не было парашютов, они сидели на простых шинелях. Штурмовики на данном участке фронта летали на малых высотах и не брали с собой парашютов совершенно», - отмечает руководитель краснодарской краевой общественной поисково-исследовательской организации "Подвиг" Александр Шимкив.
При детальном осмотре выяснилось, что этот борт в августе 1943 года на первом заводе в Куйбышеве переоборудовали из одноместного в двухместный. Для спасения жизней пилотов в кабине появилось второе кресло - стрелка. С вражескими «Мессерами» и «Фоккерами», порой без прикрытия истребителей, Ил-2 сражались на равных и до конца.
В Керченском проливе, легендарные Ил-2 были просто незаменимы. Штурмовики с воздуха прикрывали высадку Феодосийского и Керченско-Эльтигенского десанта, атаковали вражеские суда, опускаясь на высоту до 30 метров и буквально проносились над водой. Немцы их называли "Черной смертью". При этом советская авиация несла потери. За время боев во время Великой Отечественной войны над Черным морем было сбито 146 штурмовиков.
Второй обнаруженный Ил, подняли частично – только винт и двигатель. Он был сбит спустя три дня. После 74 лет на морском дне броня превратилась в хрупкую фольгу.
По характеру повреждений, можно предположить: немецкий летчик целился прямо в нашего пилота. В лопасти штурмовика – следы 5 кучных выстрелов из фашисткой бортовой пушки. Подъем третьего борта, из-за сложных погодных условий, перенесли на более поздний срок. Ил-2 вместе со своим экипажем все еще не вернулись с боевого задания.