В Москве открылась масштабная выставка работ художника Валентина Серова
Крупнейшая выставка работ Валентина Серова, которого по праву считают первым русским импрессионистом, распахнула двери в Третьяковке на Крымском валу. Она приурочена к 150-летию со дня рождения художника.
На трех этажах разместились более 250 полотен из музеев России, зарубежья, а также частных коллекций. Многие широкой публике будут показаны впервые. И конечно, посетители увидят самые известные произведения живописца, среди них - знаменитая "Девочка с персиками".
Его называли "Пушкиным в живописи", а он будто и не замечал, что своей "Девочкой с персиками" совершил переворот в искусстве. Валентин Серов словно даёт зрителю почувствовать сбившееся дыхание ребёнка, который на секунду забежал в дом и еле сдерживает озорную улыбку. Одно мгновение, которое художник писал почти два месяца. Оттого рядом со спелыми персиками - первые пожелтевшие листья.
"О такой живописи очень долго мечтало русское искусство. И два известных мэтра прославленных допустим, Крамской и Репин, очень долго рассуждали, как же нам сделать так, чтобы русское искусство было таким же чистым, свободным, как живопись французских импрессионистов, но при этом не потеряло своей содержательности. И вот Серов в этой картине как раз, не зная совершенно об этом, сумел этого достичь", - рассказывает куратор выставки, хранитель Третьяковской галереи Ольга Атрощенко.
Он не написал ни одного похожего портрета и каждый раз упрямо искал новые приёмы. Не прорисовывая деталей, художник добивается почти зеркального сходства, уделяя внимание только лицу и рукам. Жесты точнее, чем глаза, передавали тончайшие душевные состояния. Сдержанное - в портрете Левитана, или почти исповедальное – у Максима Горького.
Десятки, а иногда и сотни эскизов. Серов порой месяцами не приступал к написанию картины, а только ломал голову, как именно должна выглядеть модель. Сам он говорил: "Каждый портрет для меня — целая болезнь". И в очередном мучительном порыве рвал и бросал в печь почти идеальный вариант. Один такой эскиз каким-то чудом удалось восстановить. По многочисленным склейкам хорошо видно, как сильно мастер был недоволен своей работой.
Многие картины для этой выставки привезли из музеев Франции, Дании, Армении и Белоруссии. Пожалуй, сложнее всего было доставить занавес к балету "Шахерезада", который долгое время считался утерянным. Уникальное произведение искусства обнаружили совершенно случайно. Мстислав Растропович и Галина Вишневская купили полотно на аукционе в Париже, даже не догадываясь, что это работа Серова. И только когда Вишневская пришла в мастерскую, чтобы немного укоротить занавес, реставраторы не поверили своим глазам.
"Серов провёл действительно научную работу. Он изучал персидские миниатюры, зарисовывал, пробовал разные варианты композиции. И чтобы вдохновиться, он просил свою дочь играть Римского-Корсакова, когда создавал эскизы к этой работе", - рассказывает куратор выставки Мария Кривенко.
Страстно увлечённый театром, Серов рисовал этот занавес специально для "Русских сезонов" Дягилева, а изображение солистки его труппы Иды Рубинштейн стало самым скандальным произведением художника, которое современники не поняли и не оценили. Очерченное жёстким контуром обнажённое тело и царственный взгляд, будто устремлённый куда-то в Египет, напоминали архаический барельеф и одновременно были эпатирующе новыми.
"Он выходил, на мой взгляд, на совершенно иные уровни, иные горизонты, и нащупывал возможности совершенно иного художественного языка, чем тот, которым привыкли все говорить в XIX, начале ХХ века", - поясняет генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
"Мы сегодня обсуждали с директором Третьяковки проблему посещаемости наших музеев. И как раз говорили о том, что в Третьяковской галерее много посетителей, а на Крымском валу их недостаточно много. Я думаю, что выставка Валентина Серова должна полностью сломать эту тенденцию", - полагает министр культуры РФ Владимир Мединский.
Вся выставка - как попытка проникнуть в сознание художника. Самые знаменитые портреты и неизвестные карандашные наброски, письма и дневники, записные книжки, которые Серов всегда носил с собой, и палитры. Этими красками он писал серию "Похищение Европы". Сохранив древний сюжет, Серов вдохнул жизнь в привычное изображение царевны, придав ей пластику реальной женщины. А рядом - другой вариант, уже в стиле модерн. Кажется, это и есть главный секрет художника – всегда разный и каждый раз всё тот же.
Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/culture/293649