В преддверии Восточного экономического форума Владимир Путин дал интервью агентству «Блумберг»
Россия не торгует территориями, но проблему заключения мирного договора с Токио решать надо. Об этом заявил Владимир Путин в интервью информационному агентству «Блумберг» в преддверии переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Они состоятся сегодня в рамках Восточного экономического форума, который стартовал сегодня в столице Приморья. Он проходит уже во второй раз. Цель - придать импульс развитию российского Дальнего Востока и расширению сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Свое интервью информационному агентству «Блумберг» российский президент дал в здании Дальневосточного федерального университета, где, собственно, и пройдет второй Восточный экономический форум, с участием предпринимателей из более чем десятка стран.
Джон Миклетвейт, главный редактор агентства «Блумберг»: «Что Вы планируете достичь в рамках этого форума?»
Владимир Путин: «Это способ привлечь внимание наших партнеров, потенциальных инвесторов к Дальнему Востоку России. Здесь сосредоточены огромные богатства и возможности будущего развития России. Не только развития России как таковой, но и развития всего региона АТР, потому что эта земля очень богата природными и минеральными ресурсами».
Россия не ограничивается только лишь приглашением иностранных инвесторов, основной акцент сделан на том, чтобы были использованы внутренние ресурсы. Дело не только в экономике, необходимо двигаться по нескольким направлениям. Поэтому на Дальнем Востоке открываются филиалы Эрмитажа, Мариинского театра, других культурных центров мирового масштаба, поэтому во Владивостоке создан образовательный кластер с солидной и современной научной базой. Российский Дальний Восток сейчас для страны один из приоритетных, как принято говорить «центров развития».
«Если Вы обратили внимание, мы запустили в одном из регионов Дальнего Востока новый российский космодром. Здесь традиционно развивается, как я уже сказал, авиация, в том числе и боевая авиация. Известные во всем мире самолеты Су производятся именно на Дальнем Востоке России. Наконец, мы возобновляем здесь производство морских судов, прежде всего гражданского назначения. Только сегодня я присутствовал при начале работы одной из очень перспективных площадок в этом плане», - рассказал Владимир Путин.
Центральным событием форума станет «панельная сессия» с участием президентов России, Японии, Северной Кореи.
Джон Миклетвейт: «Один из гостей [форума] – это премьер-министр Японии Абэ, он приезжает во Владивосток, и кажется, что намечается политическая сделка, можно так сказать. Возможно, вы отдадите один из Курильских островов в обмен на серьезное экономическое сотрудничество, его наращивание. Готовы ли Вы к такой сделке?»
Владимир Путин: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой, и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы. У нас еще в 1956 году был подписан договор, и, на удивление, он был ратифицирован и Верховным Советом СССР, и японским парламентом. Но затем японская сторона отказалась его выполнять, а затем и Советский Союз как бы свел тоже на нет все договоренности в рамках этого договора. Несколько лет назад японские коллеги попросили нас вернуться к обсуждению этой темы, и мы это сделали, мы пошли навстречу. Речь не идет о каком-то обмене, о каких-то продажах. Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».
Джон Миклетвейт: «Но вы сейчас к этой сделке близко подошли, ближе, чем в 1956 году?»
Владимир Путин: «Я не думаю, что ближе, чем в 1956 году, но, во всяком случае, мы возобновили диалог на этот счет и договорились о том, что наши министры иностранных дел и соответствующие эксперты на уровне заместителей министров активизируют эту работу. Уверен, что, когда мы будем встречаться с господином Абэ здесь, во Владивостоке, мы также будем эту тему обсуждать, но для того, чтобы ее решить, она должна быть очень хорошо продумана и подготовлена».
Джон Миклетвейт: «Действительно, мне кажется, что территория на восточном фланге Вас не так сильно волнует. Вы остров Тарабаров, например, Китаю отдали в 2004 году, а вот Калининград, например, может, тоже отдать?»
Владимир Путин: «Мы ничего не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет, хочу это подчеркнуть, 40 лет, и в конце концов нашли компромисс. Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской Народной Республикой.
Хочу подчеркнуть, что это стало возможным исключительно – это очень важно – на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьемся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие-то компромиссы. Вы сказали про Калининград…»
Джон Миклетвейт: «Это шутка, конечно же»
Владимир Путин: «А я Вам скажу без всяких шуток. Если кому-то хочется начать пересматривать итоги Второй мировой войны, давайте попробуем подискутировать на эту тему. Но тогда нужно дискутировать не по Калининграду, а в целом по восточным землям Германии, по Львову, который был частью Польши, и так далее, и так далее. Там есть и Венгрия, есть и Румыния. Если кому-то хочется вскрыть этот ящик Пандоры и начать с ним работать, - пожалуйста, флаг в руки, начинайте».
Второй Восточный экономический форум будет работать два дня: 2 и 3 сентября.