Весна освобождения: "Даешь Крым!"
Весна победы для Крыма наступила за год до Великой Победы Советского союза в Великой Отечественной войне, которую вел советский народ с 22 июня 1941 года.
Семьдесят два года назад, 8 апреля 1944 года советские войска начали победоносную операцию по освобождению Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Но Крымская наступательная операция, по сути, началась еще осенью-зимой 1943 года захватом плацдармов в районе Армянского базара (ныне город Армянск – ред.) и Перекопа.
9 мая 1944 года Крымский полуостров был полностью освобожден от оккупантов.
Информация об освобождении Крымского полуострова — в материале РИА Новости (Крым).
"Вгрызались в землю"
Освобождение Крыма началось с Нижнеднепровской стратегической операции, в ходе которой была освобождена большая часть правобережной Украины, в частности Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Мелитополь, Геническ и занято побережье Сиваша. Сам залив был форсирован 5 ноября 1943 года.
На плацдарм было переброшено несколько частей и подразделений, которые, несмотря на огромные потери, недостаток воды, пищи, регулярные обстрелы, выстояли в течение почти шести месяцев. В частности там практически полностью погиб один из стрелковых полков и кавалерийский эскадрон Красной армии. Бойцам из-за перекрестного обстрела приходилось копать так называемые "лисьи норы" — протяженные углубления в окопах для безопасности. Это было установлено в 2001 году в ходе раскопок, которые проводили крымские следопыты. Кавалерийских лошадей пришлось отправить "в общий котел", поскольку с доставкой пищи были большие проблемы.
Расклад сил и средств
В составе привлекавшихся к операции 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии было около 470 тысяч человек, 560 танков и самоходно-артиллерийских установок, почти 6 тысяч орудий и минометов и свыше одной тысячи самолетов.
По данным, которые приводит главный редактор журнала "Милитари Крым" Сергей Ченнык, ссылаясь на воспоминания лейтенанта артиллерийской разведки Льва Черняховского, "личный состав не раз проявлял мужество, отвагу, выдержку и выносливость при выполнении воинского долга".
Примером может служить форсирование Сиваша зимой 1943-1944 года. Батарея в порядке очереди в полном составе переходила 18 раз его соленые воды (2800 метров), перенося на себе технику, боеприпасы, имущество. Немцы вели прицельный огонь, бомбили переправу, а люди по пояс в соленой холодной воде, до предела нагруженные, шли, проваливаясь в воронки от бомб и снарядов. Противостоявшая советским войскам 17-я армия вермахта под командованием генерал-полковника Эрвина Йенике и румынские части насчитывали в своем составе более 200 тысяч человек. Группировка имела на вооружении 3600 орудий и минометов, около 200 танков и 148 самолетов. Штаб располагался в Симферополе.
Иван, но не Сусанин
Житель Херсонщины Иван Оленчук стал проводником войск Красной армии через Сиваш, показав наиболее доступные места для форсирования. Интересно, что в 1920 году Оленчук был проводником для армий Южного фронта Михаила Фрунзе, которые в годы Гражданской войны также "брали Крым" барона Врангеля. И в 1944 году Иван Оленчук показал советскому командованию наиболее выгодный и безопасный путь в Крым.
"Даешь Крым!"
Листовки и газеты с такими заголовками выходили в армейской и фронтовой печати, образцы которых сохранились и в Центральном музее Тавриды в Симферополе.
Крымская операция началась ровно в 8 часов утра 8 апреля с артиллерийской подготовки, длившейся 2,5 часа, с использованием резерва ставки Верховного главнокомандования — мощных 280-мм мортир. Исследователь этого периода освобождения Крыма Сергей Ченнык отмечает, что прорыв немецко-румынской обороны в "воротах" Крыма прошёл на удивление быстро и результативно. На этот период пришлась меньшая часть и потерь личного состава 4-го Украинского фронта (3923 человека убитыми и 12 166 ранеными), и расхода боеприпасов (с 8 по 10 апреля 1944 года фронт израсходовал их 677 вагонов). Наступление Красной армии было настолько стремительным, что, когда танки 19-го танкового корпуса ворвались в Джанкой, немцы загружали на железнодорожной станции имущество. Такого натиска они не ожидали.
Источник: http://crimea.ria.ru/society/20160408/1104245580.html